На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 823 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

День Победы на Украине: опыт настоящего

9 мая на Украине снова выглядит более настоящим, живым, искренним и человеческим, чем в большинстве других постсоветских стран. Наверное, сказывается отсутствие у украинского начальства интереса к тому, чтобы возглавить праздник и нагнать на него массовку.

Бывший СССР от Кишинева до Бишкека отпраздновал 74-й День Победы. Отпраздновал по-разному: где-то помпезно, где-то неофициально, но душевно, где-то его давно вычеркнули из календаря - но люди все равно празднуют. Потому что можно переписать историю, но нельзя стереть память миллионов. Но, несмотря на впечатляющую разницу в подходах к празднованию, есть нечто общее, рельефно проявившееся именно в этом году: на государственном уровне практически завершился этап приватизации общего исторического наследия.

Общую память разобрали по кусочкам и на каждый приклеили бирку с названием соответствующей национальности.

Официозные празднования в большинстве столиц СНГ прошли под аккомпанемент славословий не советскому народу-победителю, а российскому, белорусскому, грузинскому, азербайджанскому казахскому, молдавскому - и далее по списку. Место памяти о некогда общей Победе заняли дотошные подсчеты, какая из республик дала фронту больше. Стало хорошим тоном меряться количеством жертв и понесенных утрат. 

Да и праздничные шествия на этот раз везде были подчеркнуто свои. Даже там, где, как в Молдавии, они прошли в формате Бессмертного полка, специально подчеркивалось, что организовано все было "под патронатом президента" Игоря Додона. Он же в итоге и возглавил колонну. В Беларуси власть взяла под контроль не только организационное воплощение, но и смысловое наполнение. Вместо Бессмертного полка прошла акция "Беларусь помнит", в первых рядах которой шел, естественно, Лукашенко. А в Узбекистане, где по официальным данным проживают 878 ветеранов Великой Отечественной войны, акцент был смещен со Дня Победы к Дню памяти.

Ну и естественно, что везде - от Москвы до самых до окраин бывшего Союза праздничные мероприятия шли не под знаменами страны-победительницы, а под флагами объявивших себя ее преемниками национальных государств - даже если под ними, как в целом ряде случаев в годы той войны, воевали коллаборационисты, а не победители.     

В Москве выхолащивание смыслового содержания праздника в этот раз выразилось в возмутившей многих ползучей деполитизации Бессмертного полка, по факту ставшей его декоммунизацией.

По новым правилам под запретом оказались, например, красные знамена и портреты Сталина. Причем, для этой фактической декоммунизации не понадобилось даже специального закона - как в Прибалтике и на Украине.

Точно так же не одобрили изображения других советских вождей и военачальников - кроме тех случаев, когда их несут их потомки. «Портреты советских военачальников в руках их правнуков — это проявление личной памяти, однако использование атрибутики военного времени и растиражированных изображений руководства времен Великой Отечественной войны является спекуляцией», — говорилось в соглашении о единых принципах проведения шествия 9 мая.

В том же документе чиновникам не рекомендовали стремиться возглавить колонны акции, а любые разнарядки по явке на шествие для школьников, студентов и госслужащих расценили как действия, наносящие вред смыслу и репутации мероприятия.

Впрочем, 9 мая показало, что реальность расходится с декларируемыми принципами в лучших оруэлловских традициях. Достаточно беглого взгляда на заголовки, чтобы понять, что нашлось место не только искреннему порыву, но и массовому подключению местного админресурса, стремившегося обеспечить максимальную явку. С мест сигнализировали об излишней ретивости руководства учебных заведений, ну а чиновники с губернаторами и депутатами все же оказались в первых рядах колонн, как это произошло, например, в Крыму. Впрочем, Крым не стал каким то исключением на общем фоне, в чем легко убедиться, пролистав местную прессу других регионов.

Чиновничья ретивость была не единственным раздражителем. На другом полюсе развернулась крикливая идеологическая атака на сам праздник, плохо замаскированная под недовольство эксцессами его подготовки на местах.

К примеру, политик Леонид Гозман опубликовал в Facebook призыв отказаться от праздника в связи с авиакатастрофой самолета SSJ-100 в аэропорту Шереметьево и назвал парад в честь Победы "понтом".

Вот, как описывает свои чувства в этой связи обозреватель Ленты ру: "8 мая я обычно провожу в грустной задумчивости. Завтра настанет время радости. Как назло, лента косяками приносит посты и комменты в духе "победобесие", трупами завалили", "ряженые ветераны", "надо скорбеть, а не веселиться", "праздник ватного шовинизма" и т. д. Почему-то куча мудаков сочла настоятельно необходимым высказаться по данному вопросу. К тем, кто делает это за зарплату, вопросов нет, но ведь многие-то – от чистого сердца! Я не социальный расист, но тут отчётливо понимаю своё отличие от авторов подобных постов и высказываний. Мы не просто разные люди, мы с ними разные биологические виды".

Особняком в праздновании 9 мая стоит Украина. Причем, сразу по нескольким причинам. Во-первых, здешняя власть оказалась единственной на постсоветском пространстве (за исключением Прибалтики), которая не только принципиально отказалась от попыток приватизировать и возглавить День Победы на подконтрольной территории, но и демонстративно дистанцировалась от самого праздника и связанных с ним смыслов.

Фото: Факты

Для уходящего президента Порошенко Победа не повод, - не только, как он выразился, "водить ряженые полки", но и для вообще хоть чего-нибудь. Порошенко в этот день не был замечен ни у Вечного Огня, ни у Могилы Неизвестного солдата, ни в традиционном шествии к Парку Вечной Славы, не делал он никаких приветственных телеобращений к народу, а его администрация и все еще подконтрольная ей губернаторская вертикаль в областях столь же демонстративно отстранилась от участия в подготовке праздничных мероприятий, по сути ставших единоличной поляной местных советов и мэров городов.

Впрочем, праздник на Украине все-таки состоялся, оставаясь самой массовой политической акцией в стране - несмотря ни на что. День Победы здесь пережил и Порошенко, и безуспешно навязывавшуюся и так и не прижившуюся новодельную дату "дня памяти и примирения" 8 мая.

Украинцы показали своему пока еще президенту, что он оказался в меньшинстве: большинство продолжает считать себя потомками победителей и не желает скорбеть и примиряться с потомками коллаборационистов. Очевидно, что скандальным инициативам "министра национальной памяти" Владимира Вятровича об отмене праздничного и выходного дня 9 мая так и не суждено воплотиться в жизнь.

Новоизбранный президент Владимир Зеленский в этот день продемонстрировал иную логику. Он удачно пропетлял между разновекторными ожиданиями "ватного" большинства, для которого 9 мая - главный праздник, и националистического меньшинства, украшающего себя новодельными красными маками. Зеленский просто исчез из Киева, обьявившись в соцсети на снимке, где он сидит на кладбище Кривого Рога у могилы своего деда-фронтовика.

"Сегодня я на могиле своего дедушки Семена Ивановича Зеленского. Он прошел всю войну и остался навсегда в моей памяти одним из тех героев, которые защитили Украину от нацистов. Жаль, что мы так редко вспоминаем ветеранов, своих дедушек и бабушек. Мы должны быть благодарными им каждый день", - написал Зеленский, добавив, что 9 мая сегодня – это "наш День благодарения". "Благодарности за то, что бесчеловечная идеология нацизма навсегда ушла в прошлое. Благодарности тем, кто боролся с нацизмом – и победил. Просто благодарны всем – за возможность родиться и жить".

Налицо достаточно ярко выраженная заявка на третий вектор развития исторической памяти об этом дне - равноудаленный как от пафосного гранд-нарратива Бессмертного полка, так и от крикливо-истеричных попыток его опошлить, окарнавалить участием персонажей с портретами Рейгана и голливудских порноактрис.

По сути, "наш день благодарения" по версии Зеленского - это попытка убрать День Победы с площадей и вернуть его в семейное, приватное пространство, сделав из публичной политической манифестации личным делом каждого обывателя.

Трудно судить, насколько такая трактовка Дня Победы приживется на Украине. Скорее всего, вряд ли. До тех пор, пока общество непримиримо расколото по линии отношения к осевым событиям национальной истории, пока меньшинство продолжает попытки унизить большинство, запретив ему его праздники и символы, 9 мая так и останется для украинцев днем выражения гражданской позиции. Политическим, по сути, днем.

Как бы там ни было, по совокупности гражданских акций и ставшего уже традиционным политическим событием общенационального масштаба праздничного концерта "Победа. Одна на всех" на Интере, 9 мая на Украине снова выглядит более настоящим, живым, искренним и человеческим, чем в РФ или большинстве других постсоветских стран. Наверное, сказывается отсутствие у украинского начальства интереса к тому, чтобы возглавить праздник и нагнать на него массовку.

9 мая на Украине - это не акт солидарности с начальством, а проявление личной гражданской позиции, и манифестация оппозиционности к власти. Может, поэтому только по официальным и сильно заниженным данным МВД на улицах украинских городов вышли более 700 тысяч человек.

Которые, - это важно - пришли сами, без всякого побудительного организационного участия каких-либо чиновников. В условиях, когда выход на 9 мая - не поощряемый сверху ура-патриотический акт, а совсем даже наоборот. По сути, это и есть то самое гражданское общество, дух которого у нас любят призывать к месту и не к месту.

А еще украинцам парадоксально повезло. Для большинства россиян образ Зла, которое победили воевавшие деды, изрядно поистерся и местами уже неразличим за красочной глянцевой картинкой побежденных немцев, которые живут лучше победителей. "Фашистами" россиян пугает федеральное ТВ. В то время, как у украинцев они перед глазами здесь и сейчас - эти ожившие герои советских пропагандистских плакатов, гордящиеся предками, славившими Гитлера-Визволителя и служившими во вспомогательной полиции у оккупантов. Это помогает ощущать 9 мая не как прошлое, а как настоящее и актуальное.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх