На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 817 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Почему утонул «Полуостров сокровищ»

Это был лучший крымский глянец – без воды, надоедливой рекламы и глуповатых статей. Рафинированный контент для думающего читателя, настоящий научный труд. Здесь впервые печатались переводы старинных текстов, архивные сведения, результаты исследований. Но перед новым 2019 годом журнала «Полуостров сокровищ» не стало. Ни власти, ни бизнес не поддержали единственный крымский краеведческий проект, который любили и ждали в Москве, на Урале, в Сибири. Почему - «Примечания» узнали у редактора Лилии Грант.

Новость о выходе последнего, 35-го тиража журнала «Полуостров сокровищ», каждый выпуск которого мы всей семьей зачитывали до дыр, я узнала еще в начале декабря. Но долго не решалась на разговор с редактором – все ждала хороших новостей. Для меня это была и личная потеря: за последний год я написала для «Полуострова» пару незатейливых заметок, и, признаюсь честно, выпуски с ними было не стыдно показать коллегам и друзьям.

Но перед самым Новым годом Лилия Грант приехала в редакцию «Примечаний» и сказала: «Все, я устала, этот номер точно последний». И тут же намекнула: это еще не конец. 

- Сколько лет вы выпускали журнал?

Почти 9 лет. Первый номер вышел в июне 2010 года, мы готовили его заранее. Символично, что он начинался у меня в квартире, и последний номер мы тоже заканчивали у меня дома. Я уже закрыла редакцию – у меня нет средств содержать офис, попрощалась с сотрудниками. Мы с дизайнером дистанционно верстали номер, она приезжала ко мне домой. Было неудобно, но мы доделали номер. Он вышел, как и прошлый, ограниченным тиражом, потому что нет средств. Такое вот печальное завершение.

Последний 35-й номер «Полуострова сокровищ» вышел ограниченным тиражом

- Можно ли купить историю? Номера в продаже остались?

Не все. Только с 15-го по 35-й. Коллекции мы отправляем по всей России. Люди хотят иметь полную подборку, но ее уже нет. Самый раритетный 15-й выпуск. Он пока еще есть в наличии.

- Это конец?

Надеюсь, нет. Мы сейчас будем активно развивать соцсети и думать над созданием электронной версии. Начнем с того, что переведем в электронный вид прошлые выпуски. Контент 35 номеров остался, не считая того, что осталось за бортом при создании каждой статьи – это масса интересного материала. Это все мы и собираемся включить в электронную версию.

Вторая моя идея, под которую я сейчас активно ищу инвесторов, - это книга, альманах «Полуостров сокровищ», в который войдут избранные статьи со всех выпусков.

Дальше – спецвыпуски по темам: археология Крыма, крепости Крыма, флора и фауна и т.д. Возможно, мне придется лоббировать финансирование в русле грантов и субсидий, научиться в этом разбираться. Потому что, как выяснилось, просто хорошего продукта для успешного существования проекта недостаточно.

Обидно. Создать с чистого листа, сдвинуть с места этот паровоз, 9 лет толкать вручную – и вот так бесславно закончить. Больше всего обидно за то, что потенциал, заложенный в этом проекте, не был оценен и не был реализован. Аудитория у нас узкая, специфическая – это не каждый крымчанин, и даже не каждый пятый крымчанин. И все же она есть. Но мы не смогли без денег до нее достучаться.

- Мы видели ваши журналы в Артеке, в крупных библиотеках, на стойках отелей. Их приятно было ставить на полку, приятно было показать, что в Крыму такое есть – это прекрасный имиджевый продукт. Но поддержать, получается, было некому?

Подобные проекты, если они без рекламы и без политики – исключительно качественный контент, создаваемый совместно с учеными – даже в теории не может существовать без поддержки. Я встречалась с коллегами из подобных краеведческих журналов в других регионах России, например, из Казани или из Якутии. Они смотрели на меня круглыми глазами и удивлялись, как мы умудряемся делать журнал такого уровня исключительно за свой счет. Все они дотируются либо из регионального бюджета, либо из федерального – по-другому никак.

Еще один вариант: найти постоянного мецената, который будет поддерживать журнал из номера в номер. Но нам это не удалось. Была лишь разовая поддержка. С периодикой никто не хочет связываться, потому что это обязывает.

- Сколько раз в год выходил «Полуостров сокровищ»?

Четыре раза. Это больше альманах, чем глянцевый журнал.

- На местном уровне со стороны властей никто не заинтересовался? Ни Минкульт, ни Минобр Крыма, ни министерство туризма?

Никто. Я обращалась ко всем. Отвечали, да, действительно, у вас социально значимый проект. Да, действительно, он очень нужен Крыму. И на этом все.  Были обещания конкретные: «Мы будем помогать и поддерживать» - но на деле никакой финансовой или какой-либо другой помощи мы не получили.

Причем, я бомбила обращениями не только крымские власти, но и разнообразные федеральные комитеты по нашему профилю, различных депутатов – всех, кто как-то связан с культурой, образованием и просвещением. Но приходили отписки. И эти отписки спускались в Крым, в профильные министерства, и дубликаты отправлялись мне. Как правило, профильным было министерство информации.

- С курирующим информполитику вице-премьером Крыма Дмитрием Полонским не удалось договориться?

Нет. С самого начала не получилось. Все мои мытарства, походы по инстанциям и обивание порогов в итоге вылились в то, что Мининформ создал свой журнал, копирующий нашу концепцию. И назвали его «Крымский журнал». Вместо того, чтобы готовый, хороший продукт немного поддержать – я же не просила взять нас на бюджетное содержание целиком… Я просила лишь закрыть окошко – небольшую брешь между доходами и расходами.

- Хорошо, сколько нужно денег, чтобы содержать журнал?

Один номер, который создается 3 месяца, нам обходился примерно в миллион рублей. Это при том, что все, что касается творческого наполнения, создавалось практически бесплатно. Авторам мы платили символические гонорары в 500 рублей, ученые и фотографы работали вообще без оплаты. Если говорить о бизнес-проекте, то нужно эту часть тоже монетизировать. Тогда номер будет стоить не миллион, а, скажем, полтора. Чтобы все были довольны, потому что люди у нас годами работали на чистом энтузиазме, они выдохлись уже. Я тоже не могу, как три-четыре года назад, заражать всех энергией, чтобы все это существовало на чистом альтруизме.

Люди устают, тем более, что любое дружеское сотрудничество обязывает. Я многим теперь обязана этим людям, мне приходится идти на многие компромиссы. И я тоже устала от этого: ходить, унижаться, просить.

- Гонорар в 500 рублей – это, конечно, совсем несерьезно для издания, выпускающего контент такого качества. Понятно, что люди должны были не просто любить этот журнал, раз писали в него практически бесплатно из года в год. А если бы деньги у редакции были, сколько бы вы платили авторам?

Я никогда такие вещи у них даже не спрашивала. Неудобно было говорить. Бывало, что мне на почту присылали резюме, писали, что хотят у нас работать. Я оттуда и знаю, как люди себя оценивают. Например, одну статью полноценную – у нас это 13-15 тыс знаков – они оценивали в 10 тысяч рублей.

- Думаю, если бы такие деньги платили за одну статью крымским ученым, у вас бы стояла очередь, и можно было бы выбирать, что брать на публикацию. Контент стал бы еще качественнее.

Разумеется. Нам понадобилось несколько лет, чтобы заслужить уважение ученых. Все мы знаем, как они относятся к журналистской братии. Я заслужила их доверие, и теперь они сами обращаются ко мне с предложением написать о чем-то. И поверьте, это дорогого стоит.

- А как вы оцениваете «Крымский журнал» Полонского? Мне, если честно, он пока не попадался.

У меня постоянно спрашивают: «Что, конкуренты задавили?» Это смешно. Наоборот, его выпуск был нам на руку. Достаточно положить рядом эти два издания, чтобы все стало понятно: мы явно выигрываем на их фоне.

Но сейчас, когда нас уже нет, они заберут часть нашей аудитории. Просто потому, что ниша не занята. К примеру, была ситуация, когда на почту пришла представительница библиотеки, которая выписывает «Полуостров сокровищ» для 22 филиалов. Деньги были выделены из бюджета, они пришли на почту – «Полуострова» нет. Сотрудница почтового отделения говорит: «А вот есть «Крымский журнал»…» Библиотекарь: «Я такого не знаю». Но деньги пришли, не возвращать же их – давайте «Крымский журнал».

То же самое и туристы. Человек приехал в Крым, подошел к киоску – по интернету или от знакомых он узнал, что здесь есть такое классное издание о Крыме, а «Полуострова сокровищ» нет. Конечно, ему предложат альтернативу. И, увидев «Крымский журнал», он решит, что это – то самое. Да, он потом разочаруется, но купит же.

- Один выпуск журнала стоит миллион. Сколько из этого удавалось покрыть за счет подписки, продаж и рекламы?

Примерно 600 тысяч.

- То есть цена вопроса примерно 4 млн рублей в год – по 1 млн на выпуск с учетом всех необходимых средств на гонорары?

Да, этого вполне достаточно. Нас часто спрашивают: как вы существовали, имея такое расхождение между доходами и расходами? Я рассказывала, и все удивлялись. Это похоже на какую-то финансовую пирамиду. В начале года люди платили за подписку, и эту сумму, которую я получала за несколько месяцев, я отдавала на погашение долгов еще прошлого года. И так постоянно – из года в год, из месяца в месяц.

- Откуда вообще появилась эта идея- выпускать краеведческий глянец?

Дело было так: я ушла из Черноморской телекомпании, в которой проработала 6 лет, когда поняла, что уже идет профессиональная деградация. Я увидела, что я не только не расту, а, сравнивая с сюжетами двух-трех летней давности, ползу вниз. У меня был перерыв несколько месяцев, в который я поставила себе задачу найти дело, которое будет приносить и мне радость и профессиональный рост, и обществу пользу. В один прекрасный день меня озарило: «О, давайте делать журнал о Крыме». Идеей вдохновились мои друзья – братья Николай и Александр Лепешко. Вместе мы разработали концепт, они вложились финансами и начали наше совместное творчество.

Оглядываясь назад, я вижу, какими наивными были наши первые выпуски. Сейчас народ их ищет, а я даже не хочу их никому показывать. Но мы с чистого листа – дизайнера не было, был лишь талантливый системный администратор с «Черноморки», который посмотрел ролики на Youtube, как делать верстку – сделали все буквально на коленке. Со временем появился опыт. И теперь очень жаль, что он никому не пригодился, что множество идей так и остались невоплощенными.

- Долгое время в журнале почти не было рекламы…

Всегда. Мы все время старались придерживаться правил: отдавать под рекламу обложки, потому как контент туда не вместить, и пару страниц внутри – и все. И так мы продержались почти 9 лет.

У меня была мечта: весь журнал – без единой страницы рекламы. Но в наше время это невозможно.

- Расцвет «Полуострова сокровищ» - это какие годы? Журнал вообще когда-нибудь окупался?

А расцвета как такового не было. У меня почему еще остался осадок – не было кульминации, апогея. Мне обидно, что все в один момент просто пошло на спад. Меня обвиняют в том, что это я приняла решение о закрытии, что журнал еще можно было спасти… Да, можно, но делать это исключительно на энтузиазме и альтруизме больше невозможно.

Был момент, когда мы вышли в шаткий-шаткий ноль по одному из номеров. Это было лето 2013 года. Тогда у нас была подписка по всей Украине, мы набирали популярность, нас читала вся страна. В этом номере у нас и реклама была достойная – не просто разворот или «джинса» неприкрытая, а статьи интересные. Люди нам платили, чтобы мы рассказали об интересных вещах, чтобы даже читателям наравились эти рекламные статьи.

Но потом случились всем известные события, и нас отбросило на несколько шагов назад. Мы потеряли всех подписчиков, начали переделывать документы на российские, у нас украли название «Полуостров сокровищ» – много всего было.

- Как это – украли название?

Пока мы проходили перерегистрацию в России, один предприимчивый человек с материка быстренько зарегистрировал фирму на соседней улице в Симферополе и журнал «Полуостров сокровищ». Мы были не в курсе, нам друзья об этом сообщили. Они увидели название в реестре и говорят: «Молодцы, вы уже все переоформили». Я говорю: «Да нет, я номер сдаю, мне некогда этим заниматься».

Потом мои друзья, соучредители проекта, отправились на встречу с этим человеком. Я не пошла, потому что дипломат из меня плохой, я могла сорваться. Как мне потом объяснили, о чести и принципах в этой ситуации говорить не приходилось. Человек просто сидел и говорил: «Я ничего не нарушил, название было свободно – я занял». Ничего он впоследствии не сделал, не выпустил ни одного номера, не создал редакцию… А нам пришлось добавить в название наш слоган. В лицензии СМИ мы теперь называемся «Полуостров сокровищ. Узнай о Крыме все».

- При Украине было легче выпускать журнал?

Нет, все было то же самое. То же равнодушие чиновников, те же заинтересованные читатели. Мало что изменилось. Единственное, в России больше требований. Если при Украине нам нужно было отправлять в Минюст один экземпляр, то в России – нужно отправлять 20. На разные адреса за свой счет. Но это мелочи. Глобально все то же: что при Украине я ходила по кабинетам с журналом и протянутой рукой, что при России.

У нас увеличилась потенциальная аудитория – на всю Россию выходим. Но только потенциальная. Когда люди о нас узнают, говорят: «Круто, хотим». Но как сделать, чтобы они о нас узнали? Без рекламы это невозможно.

- Такое отношение читателей меня, если честно, удивляет. Трудно представить, что в наш капиталистический век люди тратят немалые деньги на журнал о другом регионе. Даже если я влюблюсь, например, в Якутию, я все равно вряд ли пойду на почту и оформлю подписку.

Тем не менее, у нас много читателей по регионам. На первом месте, конечно, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург – отсылаем целыми подшивками.

Я тоже задавалась вопросом, почему люди готовы читать о месте, расположенном за тысячи километров от них. Да еще и ждать – ведь доставка занимает время и стоит безумных денег. Но готовы. Мало того, у нас есть и в Казахстане читатели, и в Германии, и в Чехии. Пересылка еще дороже, но люди готовы платить.

Может это преувеличение, но мне кажется, Крым все же отличается от других регионов, у него есть особый магнетизм. Он и заставляет людей покупать эти подшивки.

- К чему вы пришли по итогу?

Я устала, вымоталась. Я даже не могу закрыть фирму, потому что у меня долги. Не хочу называть сумму, потому что должна просто знакомому, которому не давала даже расписки.

- Почему вы боитесь говорить о долгах? Вдруг найдется тот, кто захочет помочь?

Мы все время балансировали на грани закрытия. И я обращалась к различным людям, просила дать мне хотя бы совет. У большинства были советы, которые для меня лично неприемлемы. Больше рекламы, больше рекламы… Если взять National Geographic или «Вокруг света» - они пошли по этому пути. Но они потеряли в аудитории.

Я считаю, что лучше пойти путем продаж. И это абсолютно реально. У нас, несмотря на то, что такой проект априори не может быть рентабельным, сложилась такая схема, когда мы могли погашать свои долги за счет текущих продаж. Если бы о нас узнало больше людей, тираж бы вырос, и мы бы вышли в ноль – этого достаточно.

- Я как-то читала о том, как построено издательское дело в Норвегии. Там государство закупает тираж любой книги за счет бюджета для всех библиотек – взрослых и детских. Таким образом, любому местному писателю гарантирован тираж в 1000-1500 экземпляров. И это при населении 4 млн человек. В России живет 146 миллионов. Если бы власти поддерживали издания таким образом – приобретая краеведческие журналы для всех библиотек и образовательных учреждений и обязывая, к примеру, отели покупать такой контент - журнал бы процветал.

Да, вы правы. Но пока этого нет. У нас был опыт работы с отелями. Крупным игрокам наш журнал вообще не интересен, хотя для них 200 рублей включить в стоимость номера, чтобы он был у каждого гостя – это же копейки.  Но они даже не рассматривают наше предложение. А мини-отели и частные пансионаты охотно покупают наши выпуски.

Если бы нас получали все школы, техникумы и вузы Крыма, было бы здорово. Ведь в нашей нише – краеведческий журнал – мы на полуострове одни. И мы даем уникальный контент, которого нельзя найти больше нигде: ни в интернете, ни в литературе. Многие вещи публиковались у нас впервые. Представляете, какой образовательный потенциал.

Я обращалась к властям: «Хорошо, вы не можете помочь нам материально, поддержите информационно. Расскажите о нас». Нет же.

Какая отговорка была у властей на протяжении 9 лет – хоть украинских, хоть российских: «Вы предприниматели, у вас ООО». Подождите, это просто форма собственности. Чтобы получить лицензию, мы должны облачить нашу деятельность в юридическую оболочку. Я готова зарегистрировать любой благотворительный фонд, НКО – что угодно, лишь бы выжил журнал. Но для чиновников это просто отговорка. Не хотят они помогать.

Еще один пример. Я была просто в бешенстве, когда это случилось. У нас есть госпремия республики Крым. Это всего 57 тыс рублей – но тоже деньги, особенно, когда у тебя долги перед типографией. Я решила поучаствовать, пришла в комиссию, мне сказали собирать документы.

Это был абсурд. Оказалось, я не могу подавать документы как редактор Лилия Грант. И свой проект «Полуостров сокровищ» тоже выдвинуть не могу. А как можно? «Давайте выставим на конкурс пару номеров».

Хорошо, смотрят, в слове «От редакции» перечислен весь состав редколлегии. «Надо оформить от каждого отказ, что он не претендует на премию». Представляете, чего мне этого стоило? У меня авторы и фотографы по всей стране, я их ловила по России, чтобы они мне писали отказы.

Собрала тонны документов, потратила кучу времени. Номинация, на которую я шла, называлась «Крымоведение». Собралась комиссия, и мне заявили: «Ваш журнал не походит под формат номинации».

- С этим конкурсом не получилось, а вообще у журнала много наград?

Очень много. Из недавнего: мы заняли первое место во Всероссийском конкурсе «СМИротворец» в номинации «Этнотуризм». Экспертный совет рассмотрел более 9000 работ из всех федеральных округов и выбрал нас. А цифровая версия «Полуострова» стала победителем международного конкурса «Лучший туристский портал - 2017».

На вручении приза конкурса «СМИротворец»

- Что дальше?

Я уже сказала: электронная версия и тематические альманахи. Сейчас мы ищем инвесторов, которые готовы помочь нам не только со стартом, но и с продвижением. Да, мы можем сделать классный контент, но, если о нем никто не будет знать, все это будет бесполезно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх