На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 823 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Мост достроен, но цены в Крыму будут только расти

Блогер Александр Горный развенчивает всеобщее заблуждение о том, что Крымский мост поможет изменить цены на полуострове

Один из самых острых для Крыма вопросов, который часто задают Сергею Аксёнову и Федеральному центру — это вопрос, связанный с высокими ценами, как на продукты, так и на различные товары народного потребления, и строительные материалы.

Сложилось устойчивое мнение, что цены на полуострове гораздо выше материковых и изменений в лучшую сторону не наблюдается. Так ли это, на сколько этот вопрос актуален после открытия не только автомобильной части Крымского моста, но и железнодорожного пеерехода?

Сложно говорить о ценах в Крыму, это как температура по больнице. В Симферополе они одни, а других городах Крыма могут серьёзно отличаться, как правило выше на 10-30%. Многие жители Крыма едут на выходных в крымскую столицу закупиться по более низким ценам, хотя для меня очень странно, почему привезённые товары в Симферополе дешевле, чем в Керчи, через которую и проходят все транспортные, и товарные потоки.

В 2014 году, после возвращения Крыма в Россию и переходом с гривны на рубли, крымчане однозначно были в плюсе – выше пенсии и зарплаты, а цены на товары оставались прежние, так как везлись из Украины. Постепенно начались поставки с материковой России, но единственный канал доставки был через паромную переправу.

Однозначно цены на продукты и товары из России были выше, да и поставки носили рваный характер. Довольно часто можно было видеть, как в Ашане после нескольких дней пустых полок наступало товарное изобилие, ближе к четвергу-пятнице.

2014 год ознаменовался падением курса рубля к доллару более чем в два раза и как следствие - рост цен по всей России и Крым не был исключением. В течении года произошло резкое падение уровня жизни во всём рублевом пространстве по вполне объективным причинам.

Продуктовая блокада Крыма в 2015 году была вполне ожидаемым шагом со стороны Украины к которому уже были готовы, и, как следствие произошёл повсеместный рост цен на полуострове, связанный не только со сменой товарных потоков, но и резким ростом инфляции на материковой России.

Возможности местного сельского хозяйства и переработки не могли обеспечить всех потребностей полуострова, а тем более в туристический сезон. Помню, как в 2015-2016 годах году многие, кто приезжал в Крым поражались местным ценам, которые хоть и не на очень много, но отличались от материковых. Именно в этот момент и начались разговоры о высоких ценах в Крыму.

Отладка паромной переправы и увеличение её пропускной способности постепенно стабилизировали ситуацию с ритмичностью поставок, сроками и ценами. Начало строительства Крымского моста дало надежду, что вот скоро, с его открытием цены серьёзно снизятся.

Паромная переправа была дорогой жизни, не самой быстрой и не самой дешёвой. Когда рассчитывали стоимость поставки в Крым, то дополнительно закладывали 100-150 000 рублей на логистику за одну фуру. Со временем сроки доставки паромом уменьшились, очереди исчезли, но паромная составляющая в цене товаров как-то сохранилась.

Первые годы, кода переправа не была отлажена, срок поставки грузов из Москвы составлял от недели до трёх, что не могло не влиять на стоимость товара. Водители фур неделями ночевали в накопителях, ожидая своей очереди и погоды, если море штормило. Простой автотранспорта увеличивал транспортную составляющую в стоимости товаров с 2-5% до 5-10%!!!, что не могло не сказываться на оптовой и розничной стоимости товаров.

Я всегда удивлялся, почему грузы в Крым доставлялись не контейнерами, а грузовыми фурами. Перевезти контейнер было бы дешевле, чем фуру как минимум в два раза. Многие островные государства вынуждены поставлять грузы морским путём и при этом цены вполне приемлемые.

С запуском в мае 2018 года автомобильной части моста мы видим довольно качественные изменения в логистике, как по срокам, так и по цене услуг транспортных компаний, но и это никак особо не сказалось на снижение стоимости товаров. Розница и крымские дистрибьюторы не особо стремились снижать цены, предпочитая работать на марже, а не на обороте. Первые месяцы после открытия моста все ждали, что ситуация постепенно изменится, но этого не произошло.

Так почему не происходит снижения цен и какие перспективы в этом вопросе? Отвечу сразу – цены в Крыму будут только расти и никакое открытие Крымского моста, в том числе и его железнодорожной части не спасёт жителей Крыма от этого процесса. Никакой политики, никаких эмоций, а чисто бизнес и калькулятор.

Фактор снижения затрат на логистику уже сработал в 2018 году с открытием автомобильного перехода. Открытие грузового железнодорожного сообщения летом 2019 года позволит незначительно снизить цены на строительные материалы, в основном металл, лес и сыпучие материалы, но не более. Больше факторов способствующих снижению цен я не вижу. Ценник будет только расти и это происходит не только в Крыму, но и по всей материковой России. Крымские цены по факту не самые высокие в России, где довольно много населённых пунктов со сложной и дальней логистикой.

Рост цен в первую очередь обусловлен инфляцией, которая у нас официально около 4%, а по факту в районе 5-15% по году, в зависимости от вида продукции. В 2019 году произошёл рост НДС с 18 до 20%, что тоже способствовало увеличению цен по всей России. Снижение потребления также довольный мощный фактор не позволяющий снизить цены, а падение реальных доходов населения в последние годы только подталкивает его.

В Крыму есть ещё один серьёзный фактор, и, наверное, самый главный в этой истории, не позволяющий снизить цены – это отсутствие системной дистрибьюции и сетевой розницы. Дистрибьюторские компании есть, как и несколько местных сеток, но нет конкуренции, нет федеральных контрактов и как следствие ценник если не ломовой, то по ряду позиций выше, чем на материке.

Что мешает развитию системной и качественной дистрибьюции и розницы? Санкции и нежелание крупных материковых игроков заходить в Крым? Нет, это лишь предлог и оправдание.

Крым и Севастополь — это немаленькие рынки в общем объёме потребления на 2,5 млн человек, которые живут в населённых пунктах удалённых от столицы в радиусе нескольких сот километров. Что мешает Краснодарскому дистрибьюторскому кусту взять под своё крыло Крым? В принципе так и произошло, но в Крыму нет сетевой розницы за исключением нескольких местных сеток типа Яблоко и ПУД. 

Особняком стоит АШАН, который все эти годы работал и сохранял довольно приемлемые цены. ПУД имеет материковые корни и часто там можно видеть очень приличный ценник и скидки, особенно когда акции.  Это локальная небольшая сеть в формате дискаунтера и она не может обеспечить такое же покрытие, как например в Краснодарском Крае Магнит и Пятерочка, которые просто бьются друг с другом и оказывают серьёзное влияние и на остальных розничных игроков.

Так что пока мы не увидим в Крыму заход нескольких крупных материковых сетей, работающих с поставщиками на совершенно иных ценовых контрактах, говорить хоть о каком-либо снижении цен сложно. Только здоровая конкуренция позволяет снизить косты и ничего более.

Отдельно надо выделить историю с ценами на побережье в сезон. Довольно часто от туристов можно слышать, что цены в Крыму просто неадекватные. Частично в их словах есть доля правды, но многие забывают, что в курортных городах цены всегда выше и не только в Крыму. На побережье ещё в украинские годы сложился свой, примитивный и жадный розничный формат, который работает исключительно в сезон и настроен на максимальный отжим туристических кошельков. С этим бороться практически бесполезно, хотя надо признать, что цены на овощи и фрукты на побережье хоть и выше, чем в Симферополе или Краснодарском крае, но ниже, чем во многих материковых городах. От этих высоких сезонных цен страдают и сами жители курортов, так что и этот фактор влияет на недовольство крымчан ценами.

Желание жителей Крыма иметь российские доходы и украинские цены вполне понятное, но увы такого не бывает, что бы и зарплаты росли и цены снижались. То, что доходы жителей Крыма растут - для меня это факт, правда по привычке все очень любят плакаться при этом покупая новые машины, квартиры и другие предметы роскоши. В Симферополе и других городах стало невозможно ездить, сплошные пробки, так как автопарк в Крыму вырос практически в два раза за эти годы.

В целом, на мой взгляд, ситуация с ценами вполне нормальная, как и с ассортиментом товаров. В украинские годы ситуация была гораздо хуже, и никто не выл, Крым всегда был на отшибе и ему не уделялось никакого внимания. Но вот то, что Крыму необходим заход крупных сетевых игроков — это факт, только так можно улучшить ситуацию, а не административными методами – совещаниями или указами Главы республики. 

Почему не заходят? Дело не только в санкциях, многие российские и западные компании вполне обходят их и работают в Крыму. Здесь больше проблема, связанная с наличием торговых площадей и ценами на аренду, а также административными барьерами на местах. Материковая Россия проходила всё это лет пятнадцать назад, в Крыму я уверен эта проблема решится гораздо быстрее благодаря открытие автомобильного и железнодорожного сообщения и более тесным контактам с Краснодарским краем.

Крым, как регион оживает, развивается его инфраструктура, в ближайшее десятилетие мы увидим двукратный прирост населения в основном за счёт миграции из других регионов и это однозначно повлияет на развитие розничной инфраструктуры, как качественно, так и количественно, а как следствие мы увидим более низкие цены и шире ассортимент.

Это некоторые соображения насчёт цен, но многие забывают о другой, более серьёзной проблеме в Крыму -  большой доле подделок и некачественных товаров, которые сливают на полуострове, где нет должного контроля, как стороны производителей и дистрибьюторов, так и со стороны проверяющих органов, но это отдельная история.

Как вы оцениваете цены и розничную инфраструктуру в своём регионе? Пишите мне здесь!

Данный материал отражает личную позицию автора, которая может не совпадать с мнением редакции.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх