На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 823 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Игры с бюджетом могут стоить Овсянникову должности и даже свободы

Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников хочет ветировать принятый заксобранием трехлетний бюджет. Новейшая история России знает случай, когда губернатор наложил на бюджет вето. Это закончилось бюджетным кризисом и отставкой главы региона.

Губернаторское вето в регионах применяют довольно часто, в самых разных обстоятельствах и по разному поводу.

Свердловский губернатор когда-то ветировал закон об упразднении должности мэра Екатеринбурга, а владимирский — наложил вето на закон о запрете продаж веселящего газа в регионе, предложив депутатам ограничиться законодательной инициативой. Губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев в 2003 году тоже воспользовался правом вето и отклонил закон «О цене земли». Но при этом он направил письмо каждому из 44 депутатов, сообщив, что принятый закон может нанести прямой ущерб казне, поскольку земля будет продаваться намного ниже своей рыночной стоимости. В итоге депутаты не стали преодолевать вето — оно стало способом достижения компромисса.

Можно вспомнить и другие примеры того, как исполнительная власть использует право вето на принятые местным парламентом законы. Но

случаи, когда главы регионов отклоняют закон о бюджете, очень редки. Это не только погружение в затяжной бюджетный кризис — это четкий сигнал о неспособности губернатора контролировать ситуацию и о полном отсутствии взаимодействия с парламентом.

Мы знаем только одну такую историю. Дело было 13 лет назад в Иркутской области. Александр Тишанин, молодой губернатор, назначенный из Москвы, в свое время тоже решил, что может работать без парламента. В прямом смысле, без аллегорий — не только наложил вето на принятый депутатами закон о бюджете, но даже сверстал свой, альтернативный бюджет, который сам принял и сам подписал. Вскоре это привело его к отставке, за которой последовало уголовное дело и крах карьеры.

Губернатор готов оставить Севастополь без бюджета
Мы не нашли информации о том, где Тишанин сейчас — полное забвение, ни одного сообщения за последние несколько лет, кроме новостей о задержаниях его бывших замов. Однако сейчас его давно забытая история повторяется в Севастополе.

Вчера вице-губернатор Илья Пономарев, представляя главу города в заксобрании при рассмотрении закона о бюджете, заявил, что «губернатор наложит вето на закон, это его слово». Но, возможно, прежде чем идти этим путем дальше, стоит изучить опыт чужих ошибок.  

Итак, в 2005 году Александр Тишанин, которому на тот момент и сорока не исполнилось, возглавил Иркутскую область. До этого назначения он занимал должность начальника Восточно-Сибирской железной дороги и стал одним из первых молодых губернаторов, назначенных в регионы по решению Владимира Путина.

Депутаты местного заксобрания поначалу приняли варяга с энтузиазмом, утвердив на должность 42 голосами из 44. Но вскоре между законодательной и исполнительной властью началось противостояние.

Конфликты длились все два года, что Тишанин смог пробыть у власти. Он испортил отношения не только с заксобранием, но и с крупным бизнесом, и с силовиками. Например, Тишанин писал открытые письма с обвинениями в адрес руководства МВД Иркутской области. Силовики обвиняли его в мести за уголовные дела в отношении чиновников.

Напомним, в прошлом году Дмитрий Овсянников тоже писал письма в прокуратуру и ФСБ, заявляя о возможных провокациях в адрес чиновников со стороны судей и силовиков, у которых ДИЗО отсуживало земельные участки.

Но все же самые острые конфликты Тишанина были именно с группой депутатов заксобрания по вопросам расходов регионального бюджета и по результатам проверок Контрольно-счетной палаты — совсем как в Севастополе. 

К концу 2007 года противостояние достигло апогея. 20 декабря депутаты приняли бюджет области на 2008 год, однако губернатор отклонил его.

31 декабря Тишанин, который, как и Овсянников сейчас, искал способ работать без парламента, принимает свой бюджет, утвердив его решением губернатора.

В феврале 2008 года депутаты консолидировались и преодолели вето на главный финансовый закон области. Так в регионе появилось сразу два бюджета. Однако уже в марте заксобрание Иркутской области обратилось к Путину с просьбой об отставке главы региона, работу которого признали неэффективной.

Кроме бюджетного кризиса, в вину Тишанину поставили то, что реализация заявленных им крупных проектов не продвинулась дальше презентаций.

Как знать, может он действительно мог остаться в истории области строителем нового аэропорта или создателем «Большого Иркутска» — агломерации из трех близлежащих городов, соединенных скоростным транспортом. Но увы, все осталось на бумаге — в апреле 2008 года Владимир Путин принял отставку Александра Тишанина. 

Поначалу казалось, что карьера управленца не пострадает — после отставки экс-губернатор был назначен вице-президентом ОАО «РЖД». Однако в 2011 году иркутское прошлое догнало его в виде уголовного дела по все тем же бюджетным вопросам.

Дело вскоре было закрыто, а в 2012 году Александр Тишанин стал депутатом Госдумы и обрел неприкосновенность до выборов следующего созыва. 

Где сейчас иркутский губернатор-прожектер, который когда-то первым решил, что может работать без парламента, мы не знаем. Но его последователь — здесь, в Севастополе, все еще с нами.

Смогут ли консолидироваться севастопольские депутаты, чтобы преодолеть вето Овсянникова? Для этого необходимо набрать две трети, то есть 16 из 24 голосов, это маловероятно. Но

уже сейчас голосование по бюджету показало, что Овсянников не всегда может рассчитывать на паритет сил в заксобрании. За поправки Татьяны Щербаковой голосовали не только 12 депутатов группы Алексея Чалого, но и депутаты прогубернаторского блока.

Станет ли губернатор искать компромисс с парламентом или предпочтет раскачать маховик бюджетного кризиса?

Само по себе отклонение закона — это еще не кризис, это только первый шаг к нему. В руках опытных и умных руководителей вето часто служит инструментом для исправления ситуации и снижения напряжения по спорным вопросам. Ну а для остальных есть опыт иркутского губернатора, для которого вето на бюджет стало шагом в никуда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх