Евгений Павлищев предлагает Вам запомнить сайт «ПРИМЕЧАНИЯ»
Вы хотите запомнить сайт «ПРИМЕЧАНИЯ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

развернуть

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографеФильм "Салют-7" бьет рекорды проката. При бюджете вчетверо меньше бюджета "Матильды" кинолента уже собрала втрое больше денег. Картину купили Италия, Германия, Австрия, Нидерланды, Франция, вот-вот начнется прокат в Китае. "Примечания" взяли интервью у создателя фильма, который, как оказалось, очень хорошо знаком севастопольцам.

Российский режиссер "Салют-7" Клим Шипенко родился в Москве в 1983 году в семье известного русского драматурга, севастопольца Алексея Шипенко. Несмотря на то, что жил по большей части в Москве, часто приезжал в Севастополь, учился в местной школе. В 16 лет Шипенко, влюбленный в кино, принимает решение уехать в Америку, чтобы обучаться кинематографу в Калифорнии. В 21 год возвращается в Россию, вкладывать накопленный опыт в отечественный продукт. В Севастополе Шипенко снял фильм "Кто я?" с Жанной Фриске. Идеей послужила публикация в газете "Слава Севастополя".

Сейчас в прокате идет более известный фильм, срежиссированный Шипенко - "Салют-7", повествующий о реальной сложнейшей миссии в истории российской космонавтики. Прототипами киношных героев стали герои реальные - Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Бюджет фильма - 400 млн рублей, сборы уже превысили 641 млн. "Примечания" поговорили с режиссером о нашумевшей киноленте, российском кинематографе и Севастополе.

Расскажите о своей жизни в Севастополе. Как вы здесь оказались?

Родился и по большей части жил я в Москве. Вообще у меня отец из Севастополя, и до не давнего времени были живы мои бабушка и дед - тоже оттуда. Я там проводил достаточно много времени, учился в третьем классе 39-й школы. Жил в районе Центрального рынка напротив Комсомольского парка рядом с ЗАГСом. У меня с Севастополем связано очень много теплых воспоминаний, два фильма там снял.

Город вдохновил?

Конечно. Многие истории, которые мне нравились и которые я экранизировал происходили в Крыму, в Севастополе. Я там все облазил, весь город. Для меня он очень дорог - Приморский бульвар, парк рядом с домом. Южнобережная зона - Батилиман. Последний раз я был в Севастополе два месяца назад. Достаточно часто приезжаю к родственникам. Город, конечно, меняется. По большей части к лучшему, хотя некоторые здания-новоделы удивляют в плохом смысле слова. Голубое здание на Хрустальном пляже инородно смотрится, могли бы построить его в более подходящем месте. Таких построек во всех городах много. Вряд ли этого можно избежать.

В современном российском кино чаще всего принято либо дно примитивизма пробивать, либо вовсе идеи не иметь. В основе ваших фильмов - простые, но крепкие идеи. Где вы их берете, как ищете сценарии?

Да отовсюду. Сложно сказать. Из жизни, литературы, газет.

Вот как раз идею «Кто я?» вы вычитали в севастопольской газете. Что это за газета была?

«Слава Севастополя».

Почему решили экранизировать историю с «Салютом»?

Это самая сложная во всей истории космонавтики работа, поэтому грех было ее не экранизировать. Кроме того, аттракцион космоса сейчас стал возможен для съемок. Раньше было сложнее — технический уровень не был способен отобразить реалистичную картинку. Поэтому все это срослось в одной точке: идея и техника стали достойны друг другу. Идея изначально не моя была - мне ее предложили продюсеры сделать.

Что изменилось в техническом уровне? Постпродакшн?

Да, именно. Компьютерная графика дошла до такого уровня, что сейчас возможно создавать космические фильмы, которые будут выглядеть реалистично. Раньше это было практически невозможно.

Графика завязана на американских технологиях или все же есть что-то свое?

Программы, в которых работают аниматоры, спецы, программисты не российская да. Но я не думаю, что это важно. Важны в первую очередь мозги, которые работают с этими программами. Может быть со временем и в России появится свое ПО. Может уже написали, просто я не видел. Насколько я знаю, мои спецы работают на американских программах.

Салют-7. Во-первых, хочу поблагодарить вас за фильм - впечатления, конечно, очень сильные. Но вот Владимир Джанибеков сказал в интервью, что сильны блокбастерные мотивы, никто из властей не давал команду ЦУПу сбивать станцию, убивать космонавтов. Сами герои тех событий принимали участие в съемках, в консультировании?

Нет, в съемках не принимали участие. До рабочего сценария мы с ними разговаривали, советовались, они давали рекомендации. Но это изначально было понятно, что мы будем делать художественный фильм, преувеличивать реальность, которая тогда была, что мы не будем ее воссоздавать. Поэтому Джанибеков с самого начала все это понимал. Он нам сам сказал: "Если вы будете врать, главное, чтобы врали убедительно". После того, как он посмотрел фильм, космонавт сказал, что мы с этой задачей справились.

То есть как к документальному к этому фильму относиться нельзя.

Конечно нельзя. Но и как к фантастике тоже: мы аккумулировали огромное количество опыта с разных станций, миссий, полетов вокруг катастрофы с "Салютом-7". Мы не то, чтобы выдумывали. Мы скорее компилировали собирательный образ. Но это, конечно, не документалистика. Все это делалось, чтобы зритель получил удовольствие.

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

Но сам фактаж происходящего по большей части остался документальным, так? Замороженная станция...

Да, это так. Отогревали станцию, это было. Но станция не была в таком виде, как мы показали. Это был скорее иней, не было льда. Мы докрутили многое. Пожар, например, был на другой станции, на "Салюте" не было. Пожар был на станции "Мир", когда загорелась кислородная шашка. Мы его перенесли на "Салют".

Момент, когда космонавт увидел некое сияние, ангела...

Они не признаются в этом, но я читал одну заметку, в которой говорилось, что они действительно это видели. Но космонавты - люди военные. Плюс все это под грифом секретности, они не могут сказать. Но я думаю, что это было, это правда.

Расскажите, как снимали невесомость? Опять таки Джанибеков очень хвалил правдоподобность.

Это в основном тросы, с помощью которых туда-сюда поднимались актеры, специальные приспособления, поворачивали декорацию нашей станции. Все, что связано с невесомостью, было, конечно, сложнее всего снимать.

Есть клип OK Go - Upside down & Inside Out, там невесомость снимали с помощью самолета, который взлетал и садился - актеры начинали парить во время возникновения перегрузок, насколько я понимаю. Вы рассматривали такой вариант съемок?

Да, мы с актерами летали в этом самолете для эксперимента. Но клип длится три минуты, снимали они его месяц. А у нас представьте какой хронометраж. В общем эксперимент не получился, актерам стало не по себе и мы поняли, что так снимать не будем. Рассматривали и вариант съемок под водой. Но тоже отказались от этой затеи.

Как снимался эпизод с парящей водой? Это графика?

Конечно.

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

Почему решили изменить имена космонавтов? Нельзя было назвать их так же - Владимир Джанибеков и Виктор Савиных?

Мы вторглись на территорию личной жизни, поменяли какие-то вещи. Они читали первоначальный сценарий и понимали - это же не про них. Поэтому мы решили имена поменять. Я думаю, что если бы они видели окончательный вариант сценария, они были бы не против оставить их имена, но первоначально космонавтам не было ясно, что мы в итоге снимем, что там будет про их жен, детей. В общем их это смущало, и мы решили поменять. Но это не важно, ведь и так все понимают о ком фильм.

А они окончательный вариант сценария не читали, да?

Вы знаете, сценарий писался вплоть до начала съемок, и даже по ходу изменялся. Я даже не знаю, есть ли окончательный сценарий как таковой. Может где-то и есть, но у меня нет.

В фильме прекрасно реставрирован советский быт. Детализация от посуды и интерьеров до автомобилей и заправки. Насколько тяжело было найти подходящий реквизит?

Все снимали в Питере. Что-то нашли, все остальное построили в павильонах. Работали прекрасные художники, реквизиторы, они уже раньше делали реставрацию Советского Союза.

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

Заправка реальная?

Да, мы нашли такую сохранившуюся и аутентичную.

Как ЦУП делали? Роскосмос давал какую-то технику?

По большей части все делали художники. Разрабатываются эскизы и начинается по ним стройка павильонов. Технику делаем сами, ищем - все это работа художников. Чтобы все выглядело аутентично, многие приборы, датчики, устройства дал Роскосмос - вещи, которые реально были в космосе.

Сцены в открытом космосе - хромакей?

Конечно.

На роль главного героя сразу утвердили Владимира Вдовиченкова? Кого еще рассматривали?

Были пробы, их было не очень много, но были. Достаточно быстро остановились на его кандидатуре. Говорить, кто еще приходил на пробы, увы не могу.

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

"Салют-7" вышел практически в одно время с "Матильдой". Этот факт сильно повлиял на сборы? Может если бы не было такого распиаренного конкурента, сборы были бы выше?

Конечно. И если б не вышел "Геоштурм", еще выше было бы. Безусловно это влияет на сборы, хотя они у нас и так не плохие на мой взгляд. Всегда все выходит. В этом мире, к сожалению, очень много людей снимает кино. И к сожалению, некоторые из них делают это не плохо. И еще к большему сожалению, эти люди могут выйти со своими неплохими фильмами в прокат рядом с твоим фильмом. Это так или иначе помешает. Но это такая реальность. Что-то хорошее все равно вышло бы рядом. Нет возможности выйти так, чтоб в кинотеатре месяц не было бы ничего другого сильного, конкурирующего.

Этот момент выхода в прокат кто-то просчитывает, анализируя конкурентов?

Этим все и пытаются заниматься. Но это сложные материи. Часто ты не понимаешь, чего ждать от того или иного фильма. Все же думали, что "Матильда", например, будет больше собирать, чем она сейчас собирает. Прогнозы делаются умозрительные и они часто не сбываются.

Какая доля государственного финансирования в "Салюте"?

Половина, по-моему.

На что проще выбить деньги у Госкино? Есть какие-то предпочтения у государства по сценариям?

Даже не знаю. Я пока не понимаю, и эту закономерность не могу проследить.

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

Сейчас государство часто финансирует странные молодежные комедии...

Есть Минкульт, который комедии такие не финансирует. А есть Фонд кино, который нацелен на зрителя и на то, чтоб собиралось как можно больше денег. Они такие комедии финансируют, да. Это две разные организации с разной идеологией. Минкульт как раз поддерживает хорошие авторские фильмы.

Есть ли у Фонда кино или Минкульта обязательное условие по визированию сценария?

Нет, такого нет.

Фонд кино вкладывает деньги и не читает сценарий? Как так?

Нет, сценарий читают - это же коммерческая организация, инвестор. Там есть экспертный комитет, который говорит - это может иметь успех, а это не может. Высказывает свое мнение.

Но упор делается именно на гипотетический кассовый успех? Нет таких принципов идеологических, по которым сценарий может не устроить?

Насколько я знаю, таких принципов нет. Но тут лучше спросить у Фонда кино.

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографеФото со съемок

Скажите, что происходит после проката? В эпоху интернета фильм еще способен приносить доход после кассовых сборов?

Фильм продан во многие страны мира. Сейчас начинается прокат в Китае, Германии, Италии - множество стран купило фильм.

Но это все равно кассовые сборы. А на более потребительском уровне? Сейчас же фильмы никто не покупает, их качают.

Ну что делать. Доход помимо кассовых сборов приносят платные сервисы - тот же iTunes. Какие-то деньги идут, покупаются показы.

Вы долгое время жили в Америке, обучались в Калифорнии. Сильно отличается кинематографическая школа там и у нас? Каковы ключевые отличия?

Меня часто об этом спрашивают, но я в России не учился, поэтому школу мне сравнивать сложно. Напрямую сравнить не могу.

Хорошо, а современный российский кинематограф вы как оцениваете? Пациент скорее жив, чем мертв?

Есть штучный товар, который мне нравится. Его не так много. Но вы знаете, его и в Америке не так много, поэтому сложно поставить общий диагноз. Из последнего мне понравилось "Притяжение", например.

Его сильно раскритиковали...

Не знаю, мне понравилось. То, куда он целился, он попал. Я его не сравниваю, конечно, с фильмами Сокурова, например. Разовые какие-то вещи мне нравятся.

Режиссер "Салют-7": о Севастополе, космонавтах и российском кинематографе

Если оценивать российский кинематограф, то видим, что хороших мотивирующих фильмов очень мало. "Легенда номер 17", "Территория", "Время первых", "Салют-7"... Складывается впечатление, что хорошее кино в России может получиться только на основе советского прошлого. А есть в наше время какие-то темы, способные побуждать двигаться вперед? И возможно ли их снять, не вставляя при этом ядерный экшн?

Это вопрос, куда вы целитесь. К сожалению, чтобы собрать кассу, надо привлечь максимальное количество зрителей. Конечно, всем надо разное. Очень много людей любят именно экшн - он хорошо смотрится на большом экране. Поэтому для этих людей он необходим в фильме. Мы заложники правил игры. Хочешь сборы и зрителей, значит им надо что-то дать. Наверное, можно делать современные фильмы без экшена, комедию какую-нибудь.

Но возьмем, например, "Три тополя на Плющихе". Там превалируют эмоции и мотивы. Экшена нет, но при этом фильм держит в напряжении, держит надрыв.

Это сложный вопрос. Все же зависит, опять таки, от кассы - сколько денег хочешь выручить. Некоторые продюсеры понимают, что они не соберут миллиарды или сотни миллионов, но идут в прокат. "Три тополя на Плющихе" - прекрасный фильм, но снят он был в другое время.

Получается, что людям нужен только драйв?

Да нет, почему. Есть хороший фильм "Два дня", сняла его Дуня Смирнова. Очень понравился. Современный и при этом без экшена. Он вышел в прокат и какую-то сумму даже собрал. [сборы в РФ составили 18 млн рублей. Бюджет фильма - 50 млн рублей. - Ред.] Поэтому я думаю, что категорично так говорить нельзя.

В современной России есть какие-то темы, заставляющие гордиться страной, или гордиться уже нечем? Есть о чем фильм снимать?

Сложно сказать. Я сейчас в процессе обдумывания этого вопроса. Если пойму - либо сам сниму этот фильм, либо предложу спродюссировать. Да много, наверное, тем.

Вы сейчас занимаетесь созданием какого-то фильма? Можете рассказать какого?

Я сейчас работаю над несколькими проектами, но пока не буду говорить. Надеюсь в следующем году уже пойдет в прокат.


Источник →

Опубликовано 05.11.2017 в 16:58

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Светлана Журавлёва
Светлана Журавлёва 6 ноября 17, в 17:56 Фильм великолепный !!!!! Обязательно посмотрите, кто не смотрел !!!!!!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Новости
Аксенов не нашел желающих купить заправки Коломойского

Аксенов не нашел желающих купить заправки Коломойского

Власти Крыма продолжают активно искать покупателей бывшего имущества украинского олигарха Игоря Коломойского. Об этом заявил глава Совмина республики Сергей Аксен

23 янв, 18:25
0 0
Россиянам запретили показывать британскую «Смерть Сталина»

Россиянам запретили показывать британскую «Смерть Сталина»

Министерство культуры РФ приняло решение отозвать прокатное удостоверение у британского фильма "Смерть Сталина". Об этом сообщила и. о. директора Департамента кин

23 янв, 18:02
0 0
В Крыму продолжают пользоваться «санкционными» ПО от Microsoft

В Крыму продолжают пользоваться «санкционными» ПО от Microsoft

Американская компания Microsoft (создатель операционной системы Windows) может потерять миллиарды долларов, лишившись возможности продавать программное обеспечени

23 янв, 17:31
0 0
Популярное
Названа максимальная скорость передвижения автомобилей по Крымскому мосту

Названа максимальная скорость передвижения автомобилей по Крымскому мосту

Максимально разрешенная скорость движения автомобилей по Крымскому мосту и автоподходах к нему составит 90 км в час. Об этом сегодня сообщил инфоцентр «Крымский м

18 янв, 14:34
+30 4
Севастопольский школьник написал компьютерную программу стоимостью 100 тысяч долларов

Севастопольский школьник написал компьютерную программу стоимостью 100 тысяч долларов

Севастопольский школьник в рамках обучения в Малой академии наук написал компьютерную программу, которая, по словам преподавателей, на рынке стоит 100 тысяч долла

19 янв, 11:11
+20 8
Керченский завод получил немецкие генераторы вместо финских

Керченский завод получил немецкие генераторы вместо финских

Крымский завод «Залив», который из-за санкций не смог купить оборудование финской Wärtsilä, получил генераторы концерна MAN. Немецкая компания, однако, заявляет,

18 янв, 20:25
+9 4
Читать