На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 817 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Почему Москва оказалась не готова к приходу церковной зимы

Раз за разом проблемы на Украине, вызревание которых было очевидно даже обывателю, оказываются неприятным сюрпризом для наших верхов, что светских, что церковных. История с украинской автокефалией — яркое тому свидетельство.

На одном из телешоу, схожих, как налоговые декларации единороссов, был забавный сюжет. На обычный российский город надвигается невиданное ранее бедствие – зима. Жизнь в городе парализована, вот-вот наступит апокалипсис, и только подвиг суперагентов спасает город. В финале мудрец хрипло говорит: «Я открою страшную тайну: к зиме надо готовиться заранее».

Предмет иронии понятен: приход зимы для наших коммунальных служб из года в год оказывается неожиданностью. Но ведь то же самое можно сказать и про украинский вопрос, пишет в своей колонке обозреватель ИА «Новороссия» Станислав Смагин.

О необходимости создания полностью независимой от Москвы «национальной церкви» на Украине начали говорить еще в начале 1990-х. Собственно, зародившаяся в 1992 году УПЦ Киевского патриархата мнилась как раз болванкой для такой церкви. Мировое сообщество православных церквей УПЦ КП не признало, и после острых конфликтов первых лет (в начале 90-х филаретовцы захватили на Украине множество приходов УПЦ МП – ред.) установилось состояние замороженного конфликта. Но было понятно, что «водяное перемирие» так же хрупко, как баланс сил между Западом и Востоком страны, между которыми лавировал президент Кучма.

При Ющенко этот баланс разрушился, официальной культурно-политической матрицей и идеологией стала западноукраинская, начались настоятельные обращения к Константинопольскому патриархату с просьбой об автокефалии. В Москве отреагировали нервно, Фанар предпочел не говорить ничего определенного и внятного, и острота вновь на какое-то время спала. Но всем было понятно, что именно «на какое-то время». Всем, кроме Москвы.

После второго майдана и возвращения Крыма стало ясно, что и это время закончилось. Но в Москве по церковной линии – как, впрочем, и по светской – предпочли не делать резких движений, так, мол, лучше будет, спокойнее. Отсюда и сохранение в Крыму и Севастополе УПЦ КП, и поздравительная телеграмма патриарха Кирилла пану Порошенко после его «избрания президентом», и многое другое.

Но Киев никакая видимость перемирия уже не устраивала - о чем они постоянно говорили, прямо и открыто. И вот весной Порошенко поставил вопрос об автокефалии ребром.

После его просьбы к Варфоломею можно было лишь робко надеяться, что константинопольский патриарх не захочет раскалывать мировое православие и ненадолго умерит свои амбиции. Надеяться – понимая, насколько недружественны отношения с Фанаром и насколько там велик соблазн вставить палки в колеса РПЦ.

Во-первых, Константинопольский патриархат тесно связан с США. Во-вторых, схожий случай в отношениях двух церквей уже был в Эстонии. После распада СССР там была воссоздана независимая от РПЦ церковь, получившая признание Константинополя. РПЦ приостановила связи с Фанаром. Позже удалось достичь хрупкого компромисса: в Эстонии остались две православные канонические церкви, а приходы сами приняли решение, кому подчиняться – Фанару или Москве.

Наконец, в-третьих, большим ударом для и без этого предельно натянутых отношений стал отказ РПЦ участвовать два года назад во «Всеправославном совещании» на Крите, где Варфоломей и его сподвижники хотели официально застолбить за собой звание «православного Ватикана». С учетом того, что в совещании отказались принимать участие еще и грузины с болгарами, а также весьма авторитетная Антиохийская церковь (обладательница третьего места в общей иерархии и один из четырех древних восточных патриархатов), мероприятие, планировавшееся как эпохальное и судьбоносное, превратилось в ни к чему не обязывающий раут. Тут уж у константинопольцев вырос такой зуб, над нейтрализацией которого применительно к украинской теме нужно было работать со всей стоматологической умелостью и тщательностью.

Но Москва если и работала, то вяло, благодушно, в основном в режиме знаменитого возгласа Януковича «астанавитесь!». Когда же дело уже откровенно запахло не елеем, а керосином и серой, патриарх Кирилл, наконец, сделал внятный шаг – посетил отставного офицера турецкой армии Димитриоса Архондониса, он же патриарх Варфоломей. После встречи все церковные и источники, включая патриарха, говорили, что подробностями побаловать не могут, но в целом все нормально.

Но на следующий день Варфоломей заявил: «Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы патриарха Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела».

А присутствовавший на встрече епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Галльский Эммануил добавил: «Вселенский патриархат принял решение рассмотреть все способы, которыми может быть провозглашена автокефалия Украинской православной церкви. Именно это решение было принято в апреле, и мы уже имплементируем это решение».

И пока Варфоломей назначает уже на Украину экзархов для подготовки автокефалии, глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) может сколько угодно называть происходящее «абсурдом», «путем в никуда», «коварным планом» и грозить Фанару разрывом связей. Разрыв де-факто уже произошел.

Да, само право Фанара даровать УПЦ самостоятельность предельно сомнительно, а если разобраться, то и вовсе отсутствует. Да, пока даже толком непонятно, кто, собственно, объект автокефалии – УПЦ МП, ни о чем таком не просившая, УПЦ КП, раскольничья и никем не признанная, или «сборная украинского православия» из священников всех существующих структур, как добровольцев, так и согнанных силой. Главное: «церковь №1 мирового Православия признала независимость украинской церкви» - а реальность под лозунг уж как-нибудь подправят.

Грубое попрание всех канонов? Знаете, свержение Януковича тоже было вопиющим нарушением закона, а сожжение людей в Одессе – тем более. Международного церковного «Спортлото», куда можно было бы пожаловаться, не существует, а если и существовало бы, вряд ли оно было бы к русскому православию более лояльно, чем международные светские организации – к российскому государству. Свидетельство - недавний отказ во въездной визе в Грецию управделами РПЦ, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию.

Что остается делать? Активно работать, лаской, таской и дипломатической интригой пытаться склонить на свою сторону остальные мировые православные церкви, непосредственно на Украине – защищать свои права, приходы, клир и прихожан. Защищать силой, в буквальном смысле слова. Но кто-нибудь верит в это, исходя из накопившегося с 2014 года опыта?

Вопрос Сталина «а сколько дивизий у папы Римского» обретает в нашем невеселом случае дополнительное горько-зловещее звучание. Ноль дивизий. Точнее, дивизий разного калибра и иных ресурсов хватает, но без решимости их применить они все равно равны нулю. Даже, скорее, отрицательной величине – осознание наличия силы при полной невозможности ее применения очень деморализует.

Так что нашим иерархам и конкретно митрополиту Илариону остается только громко и грозно говорить что-то протокольно-обязательное. А еще лучше ему, как маститому музыканту и композитору, сыграть «Калинку», чтобы под нее сплясал другой отечественный глашатай-международник. Это будет подходящий антураж для поминок по отечественной дипломатической адекватности в отношении Украины.

Да, собственно, и был ли он вообще, покойный? Совсем не уверен. Если же кто-то возразит, что и был, и даже до сих пор жив, пусть и плох - хотелось бы открыть ему на будущее страшную тайну: к проблемам на Украине надо готовиться заранее.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх