На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 823 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Донбасс: конец хитрого плана

Указ о гражданстве для ДНР и ЛНР символизирует завершение «хитрого плана» Москвы, состоявшего в ожидании, что проблема рассосется сама собой. Это также обессмысливает минские переговоры: зачем обсуждать условия возвращения региона Украине, если его жители будут гражданами РФ? Но главным последствием будет срыв надежд «партии мира» на Украине на внутреннюю оттепель и новое усиление позиций неонацистов, потерпевших поражение вместе с Порошенко.

Все последние годы в экспертной и журналистской среде было хорошим тоном интересоваться, есть ли у России «план Б» по Украине - на случай полного провала минских соглашений, который к концу прошлого года стал очевидным даже для записных охранителей. Собственно, вчерашний указ Владимира Путина об упрощенном порядке выдачи российских паспортов жителям ОРДЛО (определений «ДНР» и «ЛНР» в российском законодательстве нет) и стал таким запасным вариантом. Так что со вчерашнего дня одним вопросом стало меньше: план «Б» у Кремля все-таки имеется. Теперь на повестке другой вопрос: что именно все это будет означать для России, Украины и самого непризнанного Донбасса сейчас, а также в более отдаленной перспективе? Как со всем этим жить людям и как это скажется на перспективах войны и мира?

Новые вызовы для России

Для начала - процедурные моменты. Как следует из разъяснений МВД России о порядке реализации указа о паспортах, перед нами «гибридный» вариант паспортизации. С крымским его сближает тот факт, что получение российских паспортов возможно без отказа от украинских. Отличие, однако, в том, что в случае Донбасса этот процесс носит индивидуальный характер. Паспортизация будет вестись не по месту жительства, а в Ростовской области, куда заинтересованные граждане должны будут выезжать с необходимым пакетом документов, главный из которых - выданные властями республик удостоверения личности. Проще говоря, паспорта ЛНР и ДНР. Власти в Донецке уже распорядились упростить пересечение границы с Россией для получения российских паспортов. Наконец, в СМИ намеренно сделали утечку о том, что готовится вторая волна - паспортизация беженцев с Донбасса, живущих на территории РФ в качестве иностранцев.

Все это безусловно лучше, чем пять лет жить под бомбежками в серой зоне на пенсию 3 тысячи рублей в месяц, не зная, что ждет тебя и твой город завтра. И, конечно, лучше, чем жить на птичьих правах в России, откуда тебя в любой момент могут выслать. Но вопросы все равно остаются.

По логике указа и разъяснений к нему, те, у кого нет паспортов непризнанных республик Донбасса, претендовать на российское гражданство в упрощенном порядке не могут. Возможно, чиновники что-то разъяснят дополнительно, но пока это выглядит именно так.

Повисает в воздухе и вопрос гарантий новым гражданам. Прежде всего, гарантий безопасности. Потому что паспорта-паспортами, а территория постоянного проживания их владельцев по-прежнему считается в РФ украинской и не оспаривается ни одним правовым документом. И, как мы знаем на многочисленных крымских примерах, такие новые граждане могут элементарно стать жертвой украинских спецслужб при первом же пересечении границы.

Не говоря уже о том, что с украинской точки зрения все это выглядит как приглашение на войну.

Допустим, паспорта жители ДЛНР получат. Но как Россия собирается обеспечивать безопасность своих новых граждан, если они живут на территории другого государства, да еще и находящегося в состоянии войны с РФ?

И как быть с их украинскими паспортами дончан и луганчан? Россия, как и в Крыму, не будет их изымать, но Украина уже пообещала аннулировать гражданство тех жителей Донбасса, которые получат паспорта РФ.

Наверное, честным по отношению к новым гражданам была бы не просто их паспортизация, а признание ДНР и ЛНР по примеру Абхазии и Южной Осетии. Сказали «а», надо говорить «б».

С другой стороны, на примере Абхазии мы видим, что признание не гарантирует роста и перспектив. Преступность, коррупция, неэффективный госаппарат, фактическое бесправие рядовых граждан – все это и так имеется с избытком и в ДНР и в ЛНР. Стоит ли это консервировать на неопределенный срок? Ведь жизнь у людей одна и ее хочется прожить по-человечески. Может быть, стоит включить ДНР и ЛНР в состав России по примеру Крыма?

Реванш партии войны на Украине

А теперь украинская часть этого сюжета. Как сообщил сегодня «Коммерсант», паспортизация ДНР и ЛНР в качестве «варианта Б» готовилась загодя - на случай победы Петра Порошенко. Однако неожиданный для Москвы исход украинских выборов смешал карты и заставил стартовать в политическое межсезонье - когда у команды победителей еще нет полномочий, а у команды проигравших уже нет общественной легитимности, но еще есть право ставить подписи под документами. Все это наложилось на интриги команды Порошенко, пытающейся максимально со старта обрезать полномочия и осложнить жизнь Владимиру Зеленскому.

Можно только гадать, что стало триггером возникновения этой ситуации. Но среди множества версий одна представляется наиболее близкой к истине. Суть ее в том, что сам по себе конец Порошенко не воспринимался бы в Москве так остро, не поставь он под угрозу закулисные договоренности, на базе которых чиновники, олигархи, лоббисты, безымянные кураторы и силовики по обе стороны границы выстраивали личные бизнес-схемы.

Перспектива мира сильно испугала тех, кто привык наживаться на войне там и тут. Кто сделал на ней состояния, поднялся и не хочет мириться с потерей возможностей, статуса и всего нажитого.

Строго говоря, Донбасс за годы «безальтернативного Минска» как-то незаметно превратился из сугубо военно-политической проблемы в коррупционно-бизнесовую. И когда Зеленский недвусмысленно дал понять, что не намерен «входить в долю», а настроен ломать схемы, это не понравилось слишком многим.

Для Зеленского эта история с паспортами - действительно вызов. Задача у него крайне сложная. С одной стороны, уставшая от военной муштры, идеологической накачки и борьбы с врагами народа Украина ждет от него оттепели. С другой - Россия ясно дает понять, что у нее на Донбассе другие планы. И их осуществление чревато новой радикализацией Украины. Свидетельство тому – принятие Верховной Радой закона о тотальной украинизации, которое еще вчера было под вопросом. И вот уже сам Зеленский вынужден кивать: да, русский язык никогда не будет вторым государственным. А ведь сразу после его победы на выборах суд в Киеве заморозил переименование УПЦ МП и все говорило об оттепели. И что теперь? Реванш неонацистов?

Интересно, что пять лет назад легитимность Порошенко, избранного на волне переворота, лишения юго-востока избирательных прав и разгрома юго-восточных политических структур, Россия признала. А легитимность Зеленского, получившего на мирных выборах 72% голосов (и прежде всего голоса юго-востока, связывающего с новым президентом запрос на мир) почему-то вызывает у нее сомнения. И шансов стать миротворцем Москва Зеленскому, похоже, не дает.

Есть очень серьезный риск, что новому украинскому президенту придется сходу менять штатский костюм на военный камуфляж. Если не в прямом смысле, то на уровне риторики. Другое дело, что социальная поддержка такой мобилизации будет гораздо более широкой - включая тех жителей юго-востока, которые решат, что это именно Москва не хочет мира и не дает новой украинской власти хотя бы попробовать.

Туманное будущее Донбасса

История с паспортами может оказаться как прологом признания ДНР и ЛНР (в это верится слабо, но это в принципе возможно), так и предзнаменованием отказа содержать Донбасс. В этом случае паспортизация выглядит как подготовка к эвакуации сотрудников военного и гражданского аппарата республик.

Предпосылки к этому есть: раздача паспортов закрывает тему «Минска» раньше, чем ее мог бы закрыть Зеленский, пригласив США и Британию в Нормандский формат. Теперь у Украины точно будут основания как для отказа от прямых переговоров с ЛДНР, так и для отказа от выполнения минского комплекса мер, связанных с проведением выборов на территориях.

Да и сам разговор о возврате Донбасса на Украину - в любом статусе - теряет смысл. Ведь чужие граждане никому не нужны. И ответ Киева на предложения договориться с Донецком и Луганском в рамках «Минска» легко представить: пусть с этими людьми договаривается тот, кто выдал им паспорта.

Но есть и более отдаленные последствия принятого вчера решения. Что если Зеленский убедит Украину, что мир для нее важнее Донбасса, прекратив войну и заморозив ситуацию? Формально от суверенитета над этими территориями Киев в ряд ли откажется, тем более, что Запад в этом вопросе будет на его стороне. Но и бороться за Донбасс перестанут. О нем просто забудут, сосредоточившись на решении внутренних проблем. Что тогда?

Тогда разоренный войной регион станет уже не проблемой Киева, а проблемой Москвы. Политической, экономической, финансовой, гуманитарной. Без каких-либо шансов передать его Украине и без надежд на коррекцию украинского курса в нужном направлении. Ведь конец «Минска» будет и концом «партии Медведчука».

Такая вот история с паспортами.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх