На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 823 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Сталина! Сталина! Пацаны устали, на...

Чудеса: в стране «Ельцин-центра» и памятников Солженицыну самым популярным деятелем всех эпох стал оплеванный Иосиф Виссарионович. И понятно, почему. Вот только нынешний «сталинизм» не имеет отношения к реальному, потому что из него исчезло главное - социализм и советский народ. Без них ностальгия по Вождю напоминает тоску податного сословия по хозяйскому пинку.

На днях социологи из "Левада-центра" обнародовали итоги опроса, согласно которым уровень одобрения россиянами фигуры лидера СССР Иосифа Сталина побил все рекорды постсоветского времени. Роль Сталина в жизни страны считают положительной 70% россиян (52% — скорее положительной, 18% — целиком положительной). Лишь 19% опрошенных оценивают ее отрицательно. Согласно опросу, 51% респондентов относятся к фигуре Иосифа Сталина с восхищением, уважением или симпатией. Наиболее распространенная эмоция проссиян при упоминании фамилии Сталина — уважение (41%).

Эти цифры тем более примечательны, что согласно оговорке социологов, с начала 2000-х годов соотношение положительных и негативных высказываний в адрес Сталина в российском обществе было примерно равно. Впрочем, нельзя сказать, что эти цифры являются такими уж сенсационными. На новодельный культ Сталина все годы существования независимой РФ работали как официальный агитпроп, так и контрагитпроп. Свою лепту в это дело внесли и либералы-антисоветчики и "патриотическая оппозиция".

Чем более антисоциальные очертания принимали реформы власти, тем большей была позитивная мифологизация сталинской эпохи в умах потерпевших от реформ - а это большинство населения страны.

И, как итог - в стране "Ельцин-центра" и памятников Солженицыну самым популярным деятелем всех эпох становится Иосиф Виссарионович. Это при том, что несмотря на столь гигантский уровень восхищения и одобрения ему в стране не стоит ни одного памятника, а его роль в Победе 9 мая 1945 года филигранно ретушируется косметологами от пропаганды.

При этом, нетрудно заметить и другое. Нынешний "сталинизм" Стариковых, Калашниковых и Харчиковых не имеет ничего общего со своим историческим прототипом. И это неудивительно.

Ведь на самом деле нет такой идеологии, как "сталинизм". Он, сталинизм, - всего лишь совокупность реальных политических практик периода строительства социализма в отдельно взятой стране, находящейся во враждебном окружении.

Отсюда и его родовые черты - та самая казарменность, иерархичность, культ дисциплины и порядка, авторитарные методы и мобилизационный тип экономики, в котором важную роль играет подогреваемый пропагандой трудовой энтузиазм и миллионов. Все это - не прихоть "усатого параноика", а необходимые вещи для выживания системы в объективно сложившихся внешних и внутренних условиях. И не вина Сталина в том, что его преемники сохраняли эту систему нерушимой даже тогда, когда условия изменились и нужно было пойти путем вроде китайского. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Но вернемся к нынешним "сталинистам". Знаете, что больше всего бросается в глаза?

Их "Сталин" - на самом деле пародия на реального Иосифа Виссарионовича. Этакий "АнтиСталин" - "красный император" и чуть ли не продолжатель дела Николая Второго, уничтоживший "ленинских бесов" и создавший на одной шестой части суши мировую сверхдержаву. В этой парадигме центральная роль отводится "державности", в то время, как ее социальное наполнение либо совсем игнорируется, либо выставляется чем-то малозначимым и второстепенным.

Между тем, уникальность сталинского СССР была вовсе не в его территории и размерах. И вовсе не в том, что он выиграл войну. А в его социальном строе - той самой советской власти и плановой экономике, заложившей фундамент позднейшего "застойного" советского общества потребления.

Когда люди реально год от года повышали уровень собственного благосостояния, втягиваясь в заочное соревнование с западными бюргерами, как Эллочка Людоедка с миллионершей Вандербильдтихой.

И если в годы перестройки это обстоятельство можно было не замечать или игнорировать, то после 1991 года стало очевидно: ценность системы из которой вынули стержень, для обычного человека стала равняться нулю. А государство, из которого "вынули" социальные гарантии, стабильную занятость, обеспеченную старость и уверенность в завтрашнем дне почему-то перестало радовать глаз и греть душу одними лишь своими размерами.

Какая разница, сколько в родной державе лесов, полей и рек, если все они стали частными, а подходы к ним перегородили будки с вооруженной охраной и бетонные заборы?

В итоге возникла парадоксальная ситуация. Чем дальше становилось современное российское государство от сталинского идеала, тем выше в нем возносился рейтинг давно умершего Сталина. А главное - из новодельного "неосталинистского" конструкта исчезло ведущее звено - народ. Тот самый, который в сталинские времена был един с партией, и который был могуч не сам по себе, а в связке со своим вождем.

Характер этого изменения можно прочувствовать, сравнив песенный эпос о Сталине тех времен и песни современных бардов, посвященные Вождю.

В первом случае это оды. Обращенное в оптимистическое будущее торжественное саммери усилий победителей по итогам важных для страны и ее обитателей исторических преобразований. Во втором - чисто реваншистский гимн, опрокинутый в прошлое и не несущий никаких смыслов кроме того, что "при Сталине было хорошо".

При этом совершенно игнорируя, почему именно было хорошо.

Плюс к этому - характерная особенность советской музыки 20-40 годов. Тогда существовал государственный заказ на музыку, предполагающую исполнение большими коллективами. Это было время расцвета хоровых ансамблей и ансамблей народных инструментов, при этом, русская академическая музыка сохраняла преемственность с "эпическими" композиторами 18-19 веков вроде Мусоргского. В итоге на языке музыки был оформлен удивительный по мощи гранд-нарратив с коллективистскими посылами. Причем, что интересно,

культ вождя в оригинальных советских композициях имел гораздо меньшее значение, чем принято считать сейчас. И победа Солженицына в том, что "вождь" теперь -как в либерально -антисоветском, так и в неосталинистском нарративах - рассматривается в отрыве от народа. Являясь единственным субъектом истории и власти. Своего рода неомонархом-технократом.

И вот эта мутация образа Сталина и есть, как по мне, самый главный итог переосмысления обществом места и роли конкретного политика в отечественной истории.

Атомизация общества и разрушение коллективистского начала привели к неспособности граждан к любому массовому и осмысленному солидарному действию, выходящему за рамки квартала. Удел такого общества - исправно нести податные повинности и не роптать, перенося свои подспудные устремления в сферу идеального и возлагая надежды на Героя-Одиночку, который придет и волшебным образом всех спасет.

Сталина! Сталина!
Пацаны устали, на...
Пацаны в большой нужде
Где же ты хозяин где...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх