На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 823 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Равноправки, феминистки, революционерки: каким было женское движение в Российской империи

Одни говорят, что феминизм — иностранная мода, разрушающая «традиционные духовные ценности». Другие утверждают: «феминизм не нужен — женщин освободили большевики». Для третьих феминизм нужен и важен, но расценивается как достижение «прогрессивного Запада». И все они забывают о десятилетиях борьбы россиянок за равноправие, начавшейся задолго до революции 1917 года.

Год назад в России вспоминали годовщину революций 1917 года: Февральской и Октябрьской. Сейчас уже мало кто помнит, что революционные протесты Февраля начались и были продолжены забастовками и массовыми выступлениями женщин — причем эти женщины были объединены конкретными политическими и экономическими требованиями, а их единению предшествовала огромная работа. Только 20 марта на улицы Петрограда вышли 40 000 женщин с лозунгами за право голоса (далеко не самыми популярными). Как ни странно, женскому дореволюционному движению в России посвящены тысячи научных статей, но практически нет продуктов массовой культуры. Разве что фильм «Батальонъ» о женских военных отрядах, участвовавших в Первой мировой войне. 

Справедливости ради стоит заметить, что формирование женских военных частей нельзя назвать действиями в защиту прав и возможностей женщин. Инициатива создания женских подразделений принадлежала министрам Временного правительства, которые таким образом пытались удержать разложившуюся армию в окопах. Да и сама история женского движения в России до 1917 года может стать источником вдохновения для десятка других — феминистских — фильмов. 

О феминистском движении в России трудно говорить, потому что практически невозможно найти слова для его описания: движение было сложным, неоднородным, а поздние наслоения коммунистических интерпретаций запутывают всё еще больше. 

Во-первых, движение традиционно делят на два крыла: собственно феминистское (или либеральное) и революционное (социалистическое). Само это деление искусственно и не всегда работает. 

Феминистское крыло — это женщины, которые пытались бороться за права женщин или помогать женщинам низших сословий. Сами они себя феминистками не называли, в начале XX века появился термин «равноправки», отражавшие борьбу за избирательные права (аналог суфражизма). В целом для них был характерен либерально-реформаторский подход. На баррикады никто не стремился и в императора не стрелял. 

Революционное крыло — женщины, вовлеченные в революционную борьбу. Вопрос, насколько их можно считать феминистками, остается открытым. Социалистическая мысль предполагала, что после революции все станут равны, женщины тоже, поэтому никаких специальных женских вопросов поднимать не стоит, а нужно всем бороться за общее дело. Несмотря на внушительный вклад революционерок в пропагандистскую и иную работу (то есть видимость женщин), они мало интересовались правами женщин.

Лавстори о разрешении проблемы любовного треугольника 

Историки называют десятки причин появления женского движения в России и мире: урбанизация, индустриализация, революция и прочие слова на «-ция». Однако все эти факторы разной степени объективности приводили к изменениям в сознании и появлению новых вопросов. Среди них поднимались вопросы любви и отношений. 

Во времена, когда брак был навсегда, а желания девушки почти никто не спрашивал (хотя еще с петровских времен формально русские женщины могли отказаться от нежеланного брака), подобные темы производили эффект разорвавшейся бомбы. 
Одним из таких вопросов стала «коллизия любовного треугольника», впервые описанная Жорж Санд в «Жаке». В романе она предложила и новый вопрос, и новый ответ — самоустранение мужа для обустройства счастья влюбленных.

Эти и другие произведения французской писательницы вызвали целую бурю обсуждений в европейском обществе: впервые о чувствах и желаниях женщины говорили открыто, впервые женщине была дана свобода чувств и отношений за пределами брака. 

Выдающаяся русская феминистка Надежда Стасова так описывала влияние Санд: «Я помню, как мы с сестрой ночи напролет читали одна другой вслух ее романы и говорили и спорили о ней до рассвета. Когда одна уставала читать, читала другая, только чтобы не прерывать романа или статьи на половине. Мы воспитывались на ее сочинениях». 

Но в судьбе российского феминизма особую роль сыграл еще один любовный треугольник. 

В 1853 году малоизвестный российский журналист Михаил Михайлов познакомился с парой Шелгуновых: Николай Шелгунов был публицистом и участником революционного движения, его жена Людмила Шелгунова (Михаэлис) занималась переводами и литературной деятельностью. Михайлов страстно влюбился в Людмилу, со временем она ответила ему взаимностью. Пара обо всем рассказала мужу, и он принял ситуацию, оставшись другом и соратником обоих. В 1862 году Михайлов был арестован и сослан, супруги Шелгуновы последовали за ним в Нерчинск. 

Именно ситуация любовного треугольника заставила Михайлова задуматься о свободе женщин, именно этому вопросу он посвятил последующие годы литературной работы. В 1858-м они знакомятся с Эжени д’Эрикур, французской феминисткой, яростно спорившей с антифеминистами Мишле и Прудоном. С тех пор Михайлов пишет и переводит работы, посвященные женскому вопросу, которые в дальнейшем стали основой для публичной дискуссии в России.

Его текст «Женщины: их воспитание и значение в семье и обществе» вобрал в себя все основные антифеминистские аргументы и их опровержения, а также предложил программу реформ. Удивительно, но 150 лет назад доводы антифеминистов были теми же: женщины слабее, эмоциональнее, они рожают детей и страдают от «вечной раны» — менструации. 

Контрдоводы Михайлова не были оригинальными, но отличались структурированностью и убедительностью: «Я не стану, разумеется, уверять, что физическая сила в женщине равна мужской силе. Но, спрашивается, что за важное значение имеет вообще физическая сила человека при настоящем развитии общества? Наука с каждым годом, чуть не с каждым днем, всё более и более устраняет ее, подчиняя нам разнообразные силы природы. <…> Для того чтобы снять с полки древний фолиант или навести астрономический инструмент, силы нужно гораздо меньше, чем на один круг вальса. Занятия химией нисколько не утомительнее занятий кухонных, которые ведь считаются же доступною женщинам специальностью. Наконец, одна бессонная ночь среди шаманского кружения бала едва ли не стоит целой недели усидчивого кабинетного труда». 

Именно работа Михайлова сформировала информационный дискурс, в рамках которого велись разговоры об эмансипации женщин. Так, он перевел статью Джона Стюарта Милля и Гарриет Тейлор «Предоставление избирательных прав женщинам», написал программный текст «Об эмансипации женщин», последовательно полемизировал с противниками женского освобождения. 

Исследователь женского движения России Ричард Стайтс так отзывался о нем: «Непосредственное влияние Михайлова на женское сознание было велико. Он создал новый образ женщины: „В ней не будет ничего женственного, кроме ее пола. Все остальные черты должны быть не мужскими или женскими, а чисто человеческими“». 

Еще одна «брачная» тема носила исключительно практический характер. В XIX веке российские женщины не имели паспортов, что в те времена ограничивало свободу передвижения. 

Сведения о женщинах вписывались либо в паспорт отца, либо в паспорт мужа. Чтобы уехать из дома для, например, получения образования женщины вступали в фиктивные браки. Такими, например, были браки Софьи Ковалевской (со временем перешедший в реальный) и Елены Блаватской, а после описания такой стратегии в романе «Что делать?» ее популярность только возросла. Любопытно, что у этой истории были реальные прототипы: фиктивный брак Марии Обручевой и врача Петра Бокова закончился уходом Марии к знаменитому физиологу Сеченову, что создало еще один треугольник. Обручева стала впоследствии одним из первых врачей-офтальмологов.

Горизонтальные бизнес-связи в XIX веке 

Начало женского движения в России связывают с реформами и либеральным движением 1860-х. Но это движение стоит называть не женским, а дамским: в него были вовлечены женщины из высших и средних слоев общества, женщины с деньгами, связями и образованием. Зачем им было это нужно? 

После освобождения крестьян в 1861 году оказалось, что простой мужик из села обладает большими возможностями, чем иная графиня: у женщин не было даже паспортов. Во-вторых, образованные русские женщины XIX века существовали в европейском информационном пространстве. Жорж Санд уже написала свои романы, в США прошел первый съезд за права женщин, по всей Европе действовали женские политические клубы за отмену рабства и хлебных законов. Идеи женского равноправия активно распространялись ведущими русскими публицистами-мужчинами: Добролюбовым, Чернышевским, Герценом. 

Участие мужчин в поддержке женского движения стоит отметить отдельно: это не было чем-то необычным. 

Историк Наталья Пушкарева подчеркивает, что привлечение мужчин «женскому вопросу» в России резко контрастирует с политикой организаций на Западе: «На Западе женские организации просто не принимали в свои ряды никаких мужчин и никогда не допускали на свои собрания — до сих пор существуют конференции, на которых в знак протеста против гендерной дискриминации не допускается участие мужчин в обсуждениях. С другой стороны, наши женщины — и народницы, и до этого шестидесятницы XIX века — считали, что прогрессивные мужчины для них поддержка и опора, они опирались на мужчин, например, просили разъяснить какие-то непонятные места в западных текстах». 

Освобождение в условиях капиталистического общества означает прежде всего экономическую независимость, поэтому первым шагом на пути женской мобилизации было проникновение дам в конторы, библиотеки, читальни, типографии и книжные магазины.

В 1863 году была создана первая женская издательская артель, которая переводила и публиковала книги. В том же году был напечатан роман Чернышевского «Что делать?», где описывается возможное устройство такой артели. 

Почему именно издательская артель? 

Во-первых, образованные женщины были хорошо знакомы и с «продуктом», и со способами его распространения: опытные читательницы понимали, как построить этот бизнес. Во-вторых, артель пользовалась покровительством и поддержкой мужчин-либералов, большинство из которых также были связаны с научной и писательской деятельностью. В-третьих, книги и «толстые» журналы XIX века выполняли роль социальных медиа: именно на их страницах разворачивалась полемика, именно они меняли дискурс, как сказали бы мы сейчас. 

Кто же участвовал в работе?

 Ее руководительницами были Мария Трубникова и Надежда Стасова. Трубникова была дочерью декабриста Ивашева и последовавшей за ним француженки, женой издателя «Биржевых ведомостей», до артели занималась благотворительностью, стояла у истоков «Общества дешевых квартир». Надежда Стасова была из семьи архитектора Стасова (это он построил здание Академии наук, Троицкий собор и обе триумфальные арки в Петербурге), долгое время работала вместе с Трубниковой, впоследствии возглавляла Бестужевские курсы. 

В артель также входили: 

Анна Философова — дочь пермского купца, жена первого главного прокурора империи; 
Надежда Белозерская — журналистка и переводчица из семьи лесничего, жена украинского журналиста и общественного деятеля; 
Мария Менжинская — из семьи высокопоставленных чиновников (в скобках заметим, что именно ее сын, Вячеслав Менжинский стал одним из первых руководителей ОГПУ); 
Елена Штакеншнейдер — хозяйка литературного салона, писательница; 
Варвара Тарновская — выпускница Екатерининского института. 

Всего в артели было 36 человек, в 1865 году их было уже 63. Как мы видим, состав был довольно однородным: женщины из привилегированных сословий, с хорошим образованием, если замужем — то за прогрессивными мужьями из прослойки, которую чуть позже назовут «интеллигенцией». 

Что издавали? 

Дело должно было приносить доход, это было одной из уставных целей артели. Какую нишу выбрали для себя женщины на переполненном издательском рынке? Конечно, издавали литературу по «женскому вопросу» (например, труд немецкого экономиста А. Дауля «Женский труд в применении к различным отраслям промышленной деятельности» 1869 года), но основная коммерческая ставка была сделана на детскую литературу, которой не хватало. Артель перевела и издала полное собрание сказок Андерсена, «Сказки Кота Мурлыки» Вагнера и другие произведения. Вторым направлением была научно-популярная литература: «Из природы» Г. Вагнера, «Рассказы о временах Меровингов» Тьери, «Натуралист на Амазонской реке» Бэтса. 

Артель была закрыта в 1879 году из-за внимания III Отделения и давления на «идейные» магазины, где в основном распространялась изданная литература. 

Издательская артель была первым, но не единственным женским предприятием. В 1865 году открылась переплетная мастерская Иностранцевой, в 1869 появился «Дом трудолюбия» для образованных женщин в трудной ситуации, в 1871 году женское предприятие ценой невообразимых усилий получило подряд на пошив армейской амуниции.

Со временем права женщин на труд в России неуклонно расширялись, предоставляя женщинам относительную экономическую свободу и создавая возможности для борьбы за права политические. Правда, борьба за равную оплату труда ведется до сих пор, и не только у нас. 

По следам Чернышевского

Издательская артель была делом образованных женщин-благотворительниц, которым идейно противостояли «радикалки», женщины из революционных кругов. 

После выхода романа Чернышевского многие революционеры использовали его в качестве инструкции и создавали коммуны. Они совмещали в себе коммуну, школу и мастерскую-артель. Состав был очень неоднородным: от образованных аристократок до вчерашних секс-работниц, которые не всегда отличались политической сознательностью. 

Деловым успехом такие коммуны похвастаться не могли: бизнес-планы трещали по швам из-за низких расценок, а работницы «из простых» зачастую слишком широко трактовали понятие свободы. Большая часть артелей была закрыта в 1866 году после неудачного покушения на Александра II. 

Что делать, если вам не пришло письмо из Хогвартса? Чтобы работать и зарабатывать, нужно сначала учиться. История женского образования начинается только в 1858 году. Да, еще при Екатерине II был открыт знаменитый Смольный институт, позже появились другие женские «институты», но они относились к ведению не Минобразования, а благотворительному ведомству императрицы Марии. Образование там строилось на воспитании светских дам и матерей, а не научном знании. 

Стайтс отмечает: «Название „институтка“ в русском обществе превратилось в прозвище, которое неизменно вызывало иронию, а само слово стало синонимом легкомысленной и крайне наивной женщины». 

В 1858 году власти начали открывать женские училища для всех сословий, причем в основном в провинции. Училища были двух типов: с шестилетним курсом и трехлетним. Образовательная программа была серьезной: помимо закона Божьего и рукоделия студентки изучали физику, арифметику, географию, историю и естественную историю. В 1870 году училищ первого типа было уже 37, второго — 94, в них обучались 27 000 девочек из разных сословий. 

Университетские двери оставались закрытыми для женщин, но в 1860-х годах им было разрешено посещать публичные лекции, а в 1863-м советы почти всех университетов (за исключением Московского и Дерптского) проголосовали за допуск женщин в стены вузов. 

Однако министр просвещения был против, поэтому новый устав позволял посещать лекции, но не поступать в университет. И российские женщины отправились за границу. Основным центром притяжения стал Цюрих с его либеральными взглядами на равенство полов. Там женщины не только учились, но и занимались активной политической деятельностью: изучали социалистические труды, участвовали в издании журнала «Вперед!». 

Дело дошло до того, что в 1873 году в Правительственном вестнике было опубликовано требование всем девушкам, обучавшимся в Цюрихском университете и политехникуме (а их было более 100 человек), вернуться в Россию до 1 января 1874 года. В противном случае им грозил запрет на профессиональную деятельность в России. Указ был отменен только в 1886 году. В Цюрихе учились Надежда Суслова (первая русская женщина-врач), Вера Фигнер, Софья Бардина и многие другие.

Бестужевские курсы 

Дамское феминистское движение активно боролось за открытие дверей университетов для женщин: эта тема не сходила со страниц печати, женщины писали петиции и лоббировали свои интересы в коридорах власти. Почему их волновало именно высшее образование? Как мы помним, движение было дамским, они и так были хорошо образованны, но институтское воспитание позволяло занять разве что должность гувернантки. А высшее образование открывало двери к более престижным (то есть заметным в обществе) профессиям.

Наконец были открыты курсы для женщин, чья программа была приравнена к университету. Самыми известными стали Бестужевские, появившиеся в 1878 году, но их появлению предшествовал ряд образовательных «экспериментов»: Аларчинские, Лубянские, Владимирские, Московские высшие женские курсы. 

Все они были закрыты или преобразованы впоследствии, Бестужевским курсам удалось уцелеть, так как активистки пригрозили массовым отъездом студенток в Цюрих. В семидесятых годах появляются высшие женские курсы в Казани, Киеве и Томске. Количество слушательниц росло в геометрической прогрессии. Всего за всю историю курсов их окончили почти 7000 женщин. 

Большинство студенток происходили из обедневших дворянских семей, для оплаты своего содержания и учебы они давали уроки и подрабатывали сочинительством. Часто снимали вместе комнаты, спали по графику. Посещение лекций было свободным, однако экзамены отличались строгостью. Многие курсистки оставили воспоминания и мемуары, где рассказывали о порядках на курсах и сложностях своей жизни. 

Образование позволяло преподавать в гимназиях (а позже и в университетах), получать должности в библиотеках и заниматься профессиональной деятельностью. Но большинство бестужевок шли преподавать и работать в органах просвещения, так как на другие должности начальники-мужчины их брали неохотно. 

Среди бестужевок было много первых в своем деле женщин: Е. В. Соломко (Сотириадис) — первая в России женщина-петрограф и палеонтолог, М. Н. Сиряцкая — теоретик в области практической педагогики, Ю. И. Андрусова (Фаусек) — первая в России женщина-зоолог беспозвоночных, В. Е. Богдановская (Попова) — одна из первых в России женщин-химиков. М. В. Жилова была первой женщиной-сотрудницей Пулковской обсерватории. 

Врач — женская профессия 

Женщины особенно стремились к получению медицинского образования. Первые опыты работы женщин в медицине были еще во времена Крымской войны. Впоследствии главный хирург осажденного Севастополя Николай Пирогов очень тепло отзывался о смелости и самоотверженности медсестер. Однако становиться врачами женщины не могли. 

Почему их привлекала именно медицина, а не, скажем, инженерное дело или география? Это было вполне в духе того времени, когда широко развилось «народничество», и люди из привилегированных классов стремились уйти «в народ», чтобы помогать простым людям. А профессии врача и учителя давали доступ и ресурсы для этого. 

Первой женщиной-врачом России стала Надежда Суслова, первой женщиной, получившей медицинское образование в России, — Варвара Кашеварова-Руднева. В 1868 году она закончила Медико-хирургическую академию, куда ее взяли в виде исключения.

Примечательно, что ее учеба была оплачена оренбургским казачьим войском с условием, что она будет специализироваться на венерологии и приедет работать в Башкирию. Башкирские мусульманки отказывались идти к врачам-мужчинам, а в регионе свирепствовал сифилис. 

В 1872 году в Петербурге были открыты Высшие женские медицинские курсы. Учеба и здесь была очень тяжелой, физически до выпуска дожили не все: из 90 студенток первого набора 12 погибли, в основном от болезней. 

Но несмотря на все трудности, уже в 1910 году в России насчитывалось 1500 женщин-врачей (10 % от общего количества), втрое больше, чем в Великобритании или Франции. 

Все эти учебные заведения для женщин практически не финансировались государством. Львиная доля расходов оплачивалась пожертвованиями, которые собирали женщины-активистки. Благотворительный опыт феминисток, которые начинали с помощи бедным, здесь очень пригодился. Основными жертвователями были как сами женщины, так и мужчины-ученые, немало среди них было и преподавателей курсов.

Права не дают, их берут 

Борьба за свои права чаще всего трактуется как борьба за права политические, в начале XX века битва развернулась вокруг права голоса для женщин. В Европе и США такие разговоры шли с середины XIX века, но не в России. 

В России ограниченное избирательное право появилось только в ходе реформ 1864–1870-х годов (земское и городское самоуправления), в широком смысле выборы появились только после революции 1905 года. И тогда феминистки перешли в наступление. 

В начале XX века в России сложилась определенная преемственность поколений. С одной стороны, были сильны благотворительные традиции и идеалы 1860-х, выразившиеся в работе Русского женского взаимно-благотворительного общества. С другой, появилось новое поколение феминисток, которые заканчивали Бестужевские курсы, хорошо разбирались в изменившихся реалиях. С третьей — женщины были активны и в окрепшем революционном крыле, более того, они обладали широкими международными связями в рамках II Интернационала. 

Из «старой гвардии» до XX века дожила только Анна Философова (умерла в 1912 году), которая стала своеобразным символом всего движения. 

Фактическим лицом феминизма стала Анна Шабанова, дворянка, прошедшая «артельную» школу и полгода тюремного заключения, врач-педиатр. Ее «Очерк женского движения в России» — один из самых интересных документов эпохи. 
В плане борьбы за политические права у русских женщин был и замечательный пример — Финляндия, пользовавшаяся значительной автономией в рамках Российской империи. Финские женщины окончательно получили избирательные права в 1906 году. 

Равноправки всей России, объединяйтесь!

Как уже отмечалось, многие русские феминистки не называли себя так, более того — относились к понятию «феминизм» презрительно. Вместо этого слова некоторыми использовался термин «равноправки», что отражало идею борьбы за равные права. В начале XX века у женщин уже был огромный опыт в создании организаций, что и позволило объединить тысячи девушек в работе над равноправием. 

Самой мощной женской организацией на рубеже веков было Русское женское взаимно-благотворительное общество (РЖВБО), которое занималось преимущественно материальной помощью, организовывало детские сады и ясли, боролось с алкоголизмом. 
Несмотря на небольшую численность (около 1000 человек в среднем), оно было чрезвычайно влиятельным. В 1906 году был открыт Отдел избирательных прав, и в течение года РЖВБО завалило чиновников петициями и требованиями. Письма были направлены премьер-министру, Госсовету, всем министрам, 51 губернатору, 46 предводителям дворянства, сотням земств и городских дум. Но, увы, время петиций прошло. 

Наиболее активным игроком в области женского равноправия стал Всероссийский союз равноправия женщин (ВСРЖ), созданный московскими феминистками в 1905 году. Они тоже начали с петиций, а затем переключились на более эффективные методы. Всего за год они открыли 78 региональных отделений с 8000 членов по всей стране. 10 апреля 1905 равноправки провели первый в истории России женский политический митинг, собравший 1000 участниц. В мае прошел первый учредительный конгресс, в котором приняли участие 70 делегаток из 26 отделений плюс 300 женщин из других организаций. 

На конгрессе была принята программа Союза, которая включала в себя не только избирательные права, но и широкий круг вопросов: 

- равноправие крестьянок в праве владения землей; 
- охрана труда работниц и социальное страхование (пенсии и отпуск по уходу за ребенком); 
- совместное обучение мальчиков и девочек; 
- реформа законов о проституции; 
- отмена смертной казни. 

Пожалуй, самыми известными участницами Союза были Анна Милюкова и Ариадна Тыркова. Анна Милюкова (1861–1935) была дочерью ректора Троицко-Сергиевой академии и немалыми усилиями избежала судьбы «матушки». Для этого ей пришлось уйти из дома и зарабатывать самостоятельно, что даже при хорошем образовании было непросто. Затем она вышла замуж в Павла Милюкова, ставшего лидером кадетов. Несмотря на такой брак, Павел Милюков долгое время оставался последовательным противником женского равноправия и голосовал против присоединения женского союза к общему движению. 

Ариадна Тыркова-Вильямс, напротив, была окружена революционерами с юности, несмотря на респектабельное помещичье происхождение. Ее брат, Аркадий Тырков, участвовал в покушении на Александра II и был сослан. Ее двоюродная тетя Софья Лешерн фон Герцфельд вела пропаганду среди крестьян, участвовала в нелегальной деятельности, стала первой революционеркой, приговоренной к смертной казни в 1879 году. Затем приговор заменили каторгой. 

Сама Ариадна тоже подвергалась полицейским преследованиям, бежала в Швецию, с 1906-го занималась политической деятельностью в партии кадетов, даже входила в ЦК. За смелость и бескомпромиссность ее прозвали «единственным мужчиной в партии кадетов». 
В 1905 году появляется еще одно, чисто политическое объединение, которое ставило своей целью защиту прав женщин — Женская прогрессивная партия, которую создала Мария Покровская. Она долгое время работала врачом среди бедняков Петербурга и издавала «Женский вестник». Партия заняла промежуточную позицию между радикальным Союзом равноправия и консервативным Взаимно-благотворительным обществом. Программа партии помимо вопросов равенства включала требование демилитаризации и упрощения разводов. 

Краткая хроника борьбы 

17 октября — Манифест о выборах в Государственную думу. У женщин появилась надежда на участие в выборах. 

11 декабря — закон о выборах. Женщинам запрещено участвовать. 

10 мая 1906 года — Дума была избрана. 

Большинство (176 из 497) мест было отдано кадетам, еще 102 места принадлежало «Трудовому союзу», что давало неплохие шансы на успешное лоббирование женского участия в избирательном процессе. 

15 мая группа из 111 депутатов подписала декларацию об уравнении в правах крестьян, нацменьшинств, непривилегированных сословий и женщин. 

20 июля — в Государственную думу направлен проект о женском равноправии, разработанный при участии Союза. 

22 июля — Дума распущена. 

20 февраля 1907 года — созыв Второй думы. Сторонник женского равноправия в новой думе получили немногим меньше половины мест, поэтому феминистки предприняли мощную пропагандистскую атаку. Даже некоторые депутаты из мусульманской фракции поддержали наделение женщин избирательными правами. В ходе кампании было собрано 26 000 подписей, которые отправились к лидирующей в думе партии трудовиков. 

3 июня — Дума распущена. 

В 1907 году наступил период упадка и усталости, проявились идеологические разногласия. Союз равноправия распался, Прогрессивная партия (и так не слишком активная) сошла на нет, а Взаимно-благотворительное общество переключилось на другие задачи. 

I Всероссийский женский съезд 

Основной задачей для РЖВБО стала организация первого женского съезда. Во-первых, необходимость этого давно назрела. Во-вторых, Шабанова планировала создание зонтичной организации, объединяющей все женские группы России. Это было необходимо не только для координации деятельности, но и формального присоединения к влиятельному Международному женскому совету. 

10 декабря 1908 года Съезд был открыт, в нем приняли участие 1053 делегатки со всей страны. Деньги на проведение съезда женщины искали сами. Большая часть участниц была из среды образованной интеллигенции, 84 % — с образованием. 
Была и группа революционных работниц во главе с Александрой Коллонтай, которым была поставлена цель опорочить съезд как «буржуазный». Характерно, что Коллонтай приняла участие в мероприятии по своей инициативе, комитет РСДРП ее не поддержал, увидев в этом увлечение «излишним» феминизмом. 

Работа съезда была разделена на четыре секции: 

1-я секция — Деятельность женщин в России на различных поприщах. 

2-я секция — Экономическое положение женщин и вопросы этики в семье и обществе. 

3-я секция — Политическое и гражданское положение женщины. 

4-я секция — Женское образование в России и за границей. 

В ходе жестких обсуждений (женское движение к тому времени уже раскололось по политическому признаку) было принято более 20 резолюций: о страховании работниц, охране материнства и детства, изменению брачного законодательства и политических правах. 

Резонанс съезда был огромным, за ним пристально следили и в России, и в мире. Десятки публикаций, высказываний политиков — как восторженных, так и уничижительных. 

За Первым ВЖС последовали I Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами (1910), I Всероссийский съезд по образованию женщин (Петербург, 1912). II Всероссийский женский съезд, намечавшийся в Москве на 1913 год, не состоялся. Он прошел только через 100 лет, в 2008 году, и ничем примечательным для широкого круга женщин не запомнился.

На пороге революции 

К 1917 году женское движение России успешно функционировало, причем без большевиков (большевистское женское движение было закрыто в 1915-м). Из-за войны резко возросло количество работниц, в 1915-м открылись водительские курсы, в 1912-м появились первые летчицы. Была создана зонтичная организация Национальный женский совет. 

Временное правительство регулярно шло на уступки: всего за полгода женщины были допущены к адвокатской работе и присяжным, была гарантирована равная оплата труда, появились проекты женских университетов. 
Огромная женская демонстрация, с которой мы начали свой рассказ, прошла не без проблем, но закончилась успехом. Уже 15 апреля 1917 года Временное правительство приняло постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания. В апреле в Вологодской области были избраны две женщины-гласные. 

20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, в котором было прямо указано о «всеобщем избирательном праве без различия пола». 

Все женские организации были запрещены декретами большевиков в начале 1918 года.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх