Марина Богун родилась в Казахстане в 1974 году. Когда ей было 12 лет, ее родители погибли, и родная тетя забрала ее к себе в Крым. Здесь в 16 лет она получила советский паспорт, но свидетельство о рождении потерялось. После развала Союза получение украинского паспорта затянулось на десятилетие: Казахстан на запросы не отвечал. Паспорт Украины ей удалось получить по решению суда только в 2011 году — на основании доказательств постоянного проживания и прописки.
После референдума в 2014 году и триумфального возвращения Крыма в Россию Богун сдала украинские документы российским паспортистам и без проблем получила российский паспорт. Присвоенную при Украине инвалидность в РФ также признали. После мытарств с украинским удостоверением личности мать-одиночка не могла нарадоваться новому гражданству. О том, что Марине вновь придется столкнуться с проблемой оформления паспортов, женщина и подумать не могла.
27 июня этого года Марине исполнилось 45 лет – в этом возрасте все граждане РФ обязаны обновить свой общегражданский паспорт. На оформление нового документа законодательство РФ отводит 30 дней. Но 6 июля, когда на карту МИР Марины Богун должна была прийти пенсия по инвалидности, крупнейший банк Крыма, РНКБ, ее карту заблокировал. Пенсия по инвалидности у женщины минимальная, сущие копейки - но это все, на что она живет. На эту же карточку ей приходит еще 1800 рублей — пособие одинокой мамы на 8 летнюю дочь. Теперь заблокировано и оно.
В офисе РНКБ женщине сообщили, что блокировка карт клиентам, которым исполнилось 45 лет, и которые при этом не успели предоставить банку обновленный по возрасту паспорт – обычное дело. Принесите новый паспорт, тогда и разблокируем. Богун отправилась в паспортный стол – и там услышала, что в 2014 году паспорт РФ ей был выдан незаконно.
Причиной оказалось все то же утерянное при СССР свидетельство о рождении.
«Начальница паспортного стола сказала мне, что новый паспорт я не получу, — вспоминает Марина. — Сказала, что, так как свидетельства о рождении у меня нет, мне необходимо получить вид на жительство. Посоветовала ехать в Москву в консульство, делать запрос в Казахстан, или делать новый запрос в симферопольском ЗАГСе, но ответ придет минимум через полгода».
9 июня у Марины Богун все же приняли документы, но сможет ли она получить новый паспорт, ей не сообщили. «Взяли документы и сказали, что ответ будет через 10 дней, — рассказывает она. — У меня постоянная прописка с 2013 года, я ее не меняла, поэтому каким образом я выпала из списка тех, кто имеет право на гражданство России, не понятно».
Крымский юрист Алим Джураев называет заявление паспортистов о том, что Богун не вправе обновить свой паспорт РФ, необоснованным и противоречащим федеральному законодательству. Хотя история Марины Богун — далеко не единственная, говорит правозащитник.
«Марина была признана гражданкой Украины через суд, на момент референдума имела постоянную регистрацию и проживала здесь, поэтому ей достаточно документов, которые у нее есть, — пояснил «Примечаниям» Джураев. — Но Богун не одинока: таких случаев в Крыму около четырех тысяч. Даже уполномоченный по правам человека Москалькова неоднократно об этом заявляла, говоря о паспортной амнистии. Президент России также требовал, чтобы компетентные службы проанализировали случаи отказов в паспортах крымчанам. Но история актуальна в Крыму и Севастополе на сегодняшний день».
По словам Джураева, гражданства РФ лишают даже крымских ополченцев, имеющих непосредственное отношение к Крымской весне. Как правило, такие решения уже приходится оспаривать в судах.
«Есть факты необоснованного лишения гражданства и изъятия ранее выданных паспортов гражданина Российской Федерации даже у ветеранов свободного полка народного ополчения Крыма, награжденных медалью «За защиту Крыма», благодарностью «За отвагу и мужество, проявленные при выполнении специальных заданий по защите независимости Республики Крым», — говорит правозащитник. Только у него было три подобных процесса: право быть гражданином России крымчане в судах доказали.
Денег на оплату услуг юристов и путешествие в Москву у одинокой матери-инвалида Марины Богун нет. Ждать полгода — значит, остаться без средств к существованию. Единственное, что спасает семью Богун — это уборка квартир, которой занимается Марина. Вырученных денег едва хватает на еду.
Накануне у Марины, помимо основного заболевания, обнаружилось заражение костного мозга, она перенесла три операции. Но пока она была на лечении, ей отключили вовремя не оплаченную воду. Теперь в ее доме только привозная вода, чтобы вновь подключиться к центральному водоводу, необходимо платить. «Просто лишили в один миг всего, за что и как мы будем жить? Марина боится, что без пенсии она и ее дочь могут лишиться не только воды, но и света.
«Кого это волнует?» — в сердцах говорит женщина. Но чувствуется, что она еще не отчаялась. Она еще надеется, что ее право на второй российский паспорт ей не придется доказывать в судах, как это было при Украине.
Свежие комментарии