
Велика Россия, а ехать некуда. По крайней мере, если хочешь жить, а не выживать.
Поэтому в последние годы Москва все больше напоминает гигантский человейник. Хотя еще десять лет назад казалось: куда уж больше?Крупные транспортные артерии и в самом городе, и в области обрастают гигантскими жилыми комплексами с этажностью 25+. Сами дома выглядят вполне привлекательно, но внутри таких микрорайонов нет ни садиков, ни школ, ни поликлиник. Если что-то нужно —езжай в Москву. Поэтому знаменитые московские пробки стали просто невыносимыми. Простоять на въезде-выезде 8-9 часов? Запросто.
Те же проблемы в Краснодаре. За неполные пять лет город практически удвоил свое население — с 800 тыс человек до 1,5 млн. В итоге город стоит утром, днем и вечером, а въехать в город в час пик — задача нереальная.
Каждый день в город по одному из трех въездов попадает до 300 тыс машин из городской агломерации, ведь многие за неимением средств могут позволить себе квартиру или дом только в пригородах. Поэтому Краснодар, как и Москва, обрастает гроздьями человейников. К тому же в Краснодар ездит работать половина самой Кубани.
Расширять дороги и строить объекты социальной инфраструктуры можно. Но это, во-первых, дорого, а во-вторых, весь город уже поделен, земли частные, и выкупать их не хватит бюджетов.
Есть ли у Москвы и Краснодара что-то общее, кроме галопирующей застройки? Есть. В них едут не за развитой инфраструктурой или социальными лифтами, а от банальной нищеты.
Это раньше люди ехали в столицу делать карьеру. Сейчас разрастающийся как раковая опухоль город засасывает в себя всякий сброд. Амбиций нет, конкретных планов на будущее нет, единственная цель — выживание.
Лучше работать официантом или продавцом в торговом центре, чем инженером на заводе в какой-нибудь уральской промышленной дыре. И здоровье получше будет, особенно в Краснодаре, где нет холодов.
Климат, кстати, решает многое. Именно поэтому едут и в Сочи, который до Олимпиады был обычным курортным городом, живущим за счет сезонной ренты и сферы услуг.
За теплом едут и в Крым, хотя работы здесь не хватает даже местным.
Как сказала моя знакомая, переехавшая из Коми, первое, что удивило в Крыму — отсутствие очередей в аптеках. В ее родном городе лекарства от простуд и бронхитов забирали в среднем по 5 тыс рублей в течение 9 месяцев в году.
По зарплате она особо не выиграла, но радость от того, что не нужно покупать шубу и теплые сапоги, не покидает ее уже пятый год.
Все это неизбежно сказывается на качестве «человеческих ресурсов» - этот термин очень любят социал-дарвинисты.
В Крым едут за спокойной и относительно сытой старостью с желанием либо что-то прикупленное на северные заработки сдавать, либо работать где-то в непыльном месте. А еще едут те, кто не реализовался в своем родном краю. Едут в расчете на то, что в бедном на сервис Крыму, можно будет жить за счет маленького магазинчика или кафе или просто работать таксистом. Едут «решалы» - люди, зарабатывающие на перепродаже земли и прочих мелких околоюридических услугах, и мошенники мелкой руки. Едут чиновники в надежде подняться на ФЦП.
Переживет ли Крым это «переселение народов»?
Безусловно, вопрос лишь в том, каким в итоге полуостров станет. Ведь соседний Краснодар уже давно баланисрует на грани социального коллапса, когда в обычной городской школе учатся в несколько смен и возникают феномены вроде первого класса «Л». Надежды на то, что у нас будет как-то по-другому нет, ведь наши чиновники считают застройку чуть ли не единственным вектором «развития» региона.
Идеи и люди, подходящие для реального развития в стране есть. Но спрос на них в целом по стране – глубоко нишевой, точечный. В Крыму его, будем откровенны, практически не существует. Сюда едут пилить землю и бюджет. И прибыльность этого занятия пока обесценивает все остальные.
Свежие комментарии