О том, к чему должны быть готовы жители Республики Крым и Севастополя, рассказал общественный активист
Севастополь и часть Бахчисарайского района Республики Крым — и прежде всего их сельская зона возле рек Бельбек, Кача и Альма — могут остаться без воды. В реках воды, в которую регулярно попадают при обработке сельхозугодий химикаты, становится меньше.
Об этом опасении «Примечаниям» рассказал общественный активист Андрей Ситников из Верхнесадовского муниципального округа (Севастополь).Сельскохозяйственные предприятия, чьи теплицы, сады и поля находятся в водоохранной зоне упомянутых рек, регулярно длительное время используют ядохимикаты, загрязняя водные источники, — и никто предпринимателей не останавливает, сказал Ситников. Он добавил, что жители сельской зоны очень обеспокоены другой бедой — тем, что воды в реках почти не осталось. Чтобы изменить бедовую ситуацию, люди просят власти ограничить сельхозпроизводителями «массового забора» воды из рек для полива своих угодий.
«Потому что с июня, как заявил один из местных жителей, пропадает вода в реке Альма, где-то с июля-августа снижается до минимума уровень воды в Бельбеке и Каче. В связи с этим и из-за высокой антропогенной нагрузки повышается, естественно, загрязненность этих рек», — отметил активист.
И если глава минэкологии Республики Крым Геннадий Нараев хотя бы на словах против ухудшающей ситуацию инициативы — отмены запрета использовать ядохимикаты и пестициды в водоохранных зонах, то в Севастополе это активно лоббируют замгубернатора Мария Литовко и директор департамента сельского хозяйства Дмитрий Чумаков, уточнил Андрей Ситников.
Он пояснил тем, кто, может быть, не понимает всей серьезности проблемы, что возле Альмы, Бельбека и Качи размещены водозаборы, которые подпитываются за счет этих рек; и сейчас, например, на 10-м гидроузле Севастополя насос, подающий воду, работает какое-то время вхолостую, потому что скважины уже не наполнены, как раньше, — и это в зимний период, когда самый высокий уровень воды.
«А что будет дальше? Если сейчас он работает с перебоями, то, естественно, нас <из-за нехватки воды> переведут на почасовую <подачу воды>. О почасовой уже объявил Аксенов (глава Крыма — прим.) — что они уже прорабатывают вариант на это лето. Сейчас запас воды в <Чернореченском> водохранилище — 33 миллиона кубов, согласно последним заявлениями, но в это время оно уже должно было наполниться гораздо больше, а к весне мы можем выработать <запас воды> до критической отметки, — рассказал Ситников. — При этом у нас «задробили» проект создания Камышловского водохранилища, Овсянников (глава Севастополя в июле 2016 года — июле 2019 года — прим.) объявил сумму — 24,5 миллиарда рублей <на осуществление этого проекта>, попросил <деньги> у Медведева и попросил включить <такой объект> в федеральную целевую программу социально-экономического развития Крымского полуострова. Но потом <сыграли свою роль> лоббисты — и <власти> отказались от этого проекта, и это беда».
Вместе с тем сейчас власти начали проработку использования для водоснабжения части Республики Крым и Севастополя расположенного в Сакском районе Межгорного водохранилища. Только на изучение самой возможности потратят больше 100 миллионов рублей из федерального бюджета. Авторы этой затеи предполагают для водоснабжения южной, центральной и юго-западной частей полуострова использовать воду Межгорного водохранилища, которое будет наполняться водами рек Кача, Альма, Бельбек и Салгир. По информации, имеющейся у Ситникова, строительные работы на Межгорном водохранилище могут обойтись в 89 миллиардов рублей (в СМИ была информация о 20 миллиардах) и выполнять их будут, скорее всего, структуры известных в России бизнесменов, которым, конечно, интереснее заниматься объектом за 89 миллиардов, нежели за 24 миллиарда рублей.
Осуществление проекта Межгорного водохранилища может привести, например, к потерям воды при передаче на большие расстояния, с чем столкнулись на полуострове в 1965 году после зарегулирования реки Бельбек.
«У нее отняли один из притоков — сделали тоннель и направили его на Ялту. В итоге за 50 лет этот тоннель стал сифонить, соответственно, очень много воды уходит не пойми куда. Соответственно, это может быть при откачке воды из Бельбека сейчас. Самая короткое расстояние от Бельбека до Межгорного водохранилища — порядка 84 километров. Это надо прогнать воду туда, подкачивая ее насосами, и вернуть ее в Севастополь — очень неграмотная логистика. Это отразится на расходах электроэнергии. А если загрязненной ядохимикатами водой наполнять водохранилище, то вся вода в нем будет такого же качества.
Научно-технический совет по Межгорному водохранилищу, состоящий исключительно из крымских общественников и властей, активно обсуждает проект. Севастопольцев, как и в ситуации с переброской реки Коккозка, к обсуждению не приглашают (нам чудом удалось привезти на слушания ученых и общественников — и окончательно признать его катастрофическим)», — рассказал Андрей Ситников.
Общественный активист отметил, что жители Севастополя должны быть обеспечены недорогой и качественной водой, а местные чиновники должны учитывать, что с открытием автомобильного и железнодорожного движения по Крымскому мосту ожидается приток туристов; кроме того, власти Севастополя запланировали строительство четырех миллионов квадратных метров жилья, в которое заселятся новые 200 тысяч севастопольцев и это без учета огромных планов частных застройщиков. И всем, гостям и горожанам, понадобится и питьевая вода, и вода для готовки еды, и вода для туалета — расходы воды увеличатся в арифметической прогрессии. При этом с очистными сооружениями в Севастополе дела обстоят никак, и все концентрации загрязняющих веществ будут только повышаться, а значит, будет заполняться инфекционная больница, подчеркнул Ситников, опасающийся экологической катастрофы.
«Примечания» направили властям Республики Крым и Севастополя информационные запросы с предоставить информацию о нынешних запасах воды и мерах, которые будут приняты в случае исчерпания запасов.
Свежие комментарии