Фото изумрудной бухты Виноградная с романтическим названием «пляж Баунти» разлетелись по пабликам в социальных сетях. Люди охотно делятся ими на своих страницах, вполне справедливо сравнивая пейзажи Фиолента с красотами островов Средиземноморья.
Пляж «Баунти», фото Александр Кожевников
В последние годы дикие пляжи Виноградного по многолюдности переплюнули городские. Потоки приверженцев ночевок под звездами, узнав о новоприобретённом эдеме, хлынули на вдоль и поперек распиаренный в блогах Фиолент.
О том, что склоны мыса Виноградный под Севастополем активно обживают бомжи-неформалы, называющие себя «индейцами», «Примечания» писали в 2016 году. С тех пор прошло три года, и в преддверии сезона мы решили проверить, что изменилось на Фиоленте и изменилось ли вообще. Зрелище удручающее. Несмотря на субботники активистов, ситуация стала только хуже.
Склоны Фиолента, поросшие краснокнижной фисташкой туполистной, погибают под кучами мусора, который копится вокруг опустевших на зиму хибар. И это не только привычные бутылки, консервные банки и арбузные корки. Сваленные в кучу железные кровати, мангалы, брошенные грабли, лестницы и остовы кривых построек – вот чем встретит туристов этот сезон.
Все это брошенное дикарями хозяйство еще и пожароопасно. За последние несколько лет склоны Фиолента горели уже три раза – и это только те случаи, о которых нам известно.
Первым загорелся склон в районе турбазы «Каравелла».
Пожар на склоне в районе турбазы «Каравелл»а, источник - соцсети
Во второй раз индейцы сожгли дотла жилище в лесу мыса Виноградный.
Сгоревшая постройка на склонах в районе мыса Виноградный, источник - соцсети
В третий раз пожарные тушили деревья в районе турбазы «Бриз». Огонь перекинулся на склон с места скопления все тех же неказистых палаток-домиков. Причина возгораний очевидна – небрежность, алкоголь и костры.
Пожар на пляже и склонах в районе турбазы «Бриз», источник – соцсети
Сейчас эти склоны вызывают противоречивые чувства: с одной стороны, невероятная красота, с другой - пугающее, мрачное гетто. Несложно предугадать, что будет дальше. Рано или поздно краснокнижные и не только деревья выгорят в очередном пожаре. Или их сломают на дрова, чтобы сварить кашу с тушенкой. Разбросанный вокруг мусор будет закопан – и отравит почву. Монастырские пещеры, относящейся к Херсонесу, превратятся в туалет или место для лежанок бомжей.
При должном отношении эта природная приморская терраса могла бы стать общедоступным местом для прогулок, как это было когда-то. В XIX веке склоны Виноградного были широко известны публике и назывались Митрополичьими садами. Здесь было и есть, на что посмотреть: гроты, монастырские пещеры и остатки храма, разноцветные ажурные скалы, уникальная флора и фауна и бесконечное лазурное море.
Но сейчас никому до Фиолента дела нет. Тот самый родной ландшафт, который мы знаем и любим с детства, потихоньку умирает. Растительность губят пожары, от чрезмерной нагрузки на почву из-за строительства ползут склоны, под обрывами копится мусор, который сбрасывают в пропасть и туристы, и местные дачники.
Периодически на мыс высаживается десант волонтеров, проводящих субботники по уборке хлама. Но их усилий – два-три мероприятия в год – явно недостаточно. Поддержки от властей и предпринимателей у них практически нет.
Фиолент и дальше будет привлекать людей своей головокружительной красотой. Приносить прибыль местным жителям, сдающим жилье на многочисленных дачках. Его фотографии будут красоваться на предвыборных плакатах и туристических порталах. Но благодарностью за это ему никто не ответит.
А ты это, заходи в гости к "индейцам", если есть чо…
Свежие комментарии