В Ялте опубликовали новую схему размещения ларьков.
Она будет действовать 7 лет, говорят чиновники. Верится с трудом: старую утверждали на такой же срок, но продержалась она всего 4 года – с 2015 по 2019. Да и в нее не раз вносили изменения.При Украине ларьки в Ялте «обилечивали» депутаты. Но в России только одна власть - исполнительная. Поэтому новую схему разрабатывала администрация мэра Алексея Челпанова. Схема прошла все согласования, в том числе в прокуратуре, а депутаты 4 апреля ее просто поддержали.
Как и было обещано, количество ларьков на улицах Ялты было сокращено примерно на треть – с 1185 зарегистрированных ранее до 861 внесенных в схему. Причем, как уже намекал Челпанов в ноябре 2018 года, это сокращение – лишь первый этап.
Фото: ugyalta.com
Кроме того, чиновники задавались целью очистить от ларьков места массового скопления людей – бульвары, зеленые зоны, набережные. Частично это удалось, свидетельствуют ялтинские предприниматели: наиболее проходные, а значит и прибыльные, точки на ул. Московская, Киевская, Рузвельта, в сквере «Юбилейный» со схемы исчезли. Говорят, их убрали из-за грядущей реконструкции центра, на которую из федерального и республиканского бюджетов Ялте обещают вот-вот выделить 650 млн рублей.
Взамен, говорят торговцы, им дали совершенно непроходные локации, например, в том же Приморском парке, где турист почти не гуляет. Там была одна точка, еле-еле сводившая концы с концами, а теперь их три. И как они будут окупаться, неизвестно.
Получается, что формально количество точек в той же центральной части Ялты не сильно-то и уменьшилось: было 39, стало 30, но 7 из них «нерабочие», сетуют предприниматели. В поселках дела обстоят по-разному. В Гурзуфе, говорят, сократили две трети мест.
Несвоевременный конкурс с непонятными критериями
70% мест на муниципальной земле будут разыгрываться по конкурсу. Порядок его проведения был также утвержден депутатами 4 апреля. Опубликовать информацию об условиях и дате проведения чиновники обещают уже на этой неделе. Но уже понятно, что состоится он не раньше второй половины мая, ведь новая схема НТО должна быть доступна для обозрения всем желающим в течение 30 рабочих дней, чтобы люди могли принять решение об участии.
Блошиный рынок в Ялте, фото: yaltapuls.ru
Предприниматели недоумевают, почему власти так затянули с принятием схемы. Ведь предыдущая действовала до 31 декабря 2018, и утвердить новую они могли бы еще в январе. Тогда конкурсные процедуры можно было завершить до начала сезона. А теперь первая волна туристов, приезжающая в Ялту на майские праздники, останется неощипанной.
Кроме того, согласно предписаниям администрации, свои старые ларьки бизнесмены должны были снести еще на прошлой неделе. «У нас была действующая схема до 1 января 2019 года, - рассказала «Примечаниям» владелица торговой точки в центре Ялты. – Потом ее продлили до 31 марта. По документам до 5 апреля свои ларьки мы должны демонтировать. Но, к примеру, мое место в схеме есть, оно будет выставлено на конкурс. Возможно, я же его и выиграю. Получается, потом мне придется устанавливать свой объект снова? Где логика?»
Критерии определения победителей конкурса тоже не совсем понятны: «архитектурный», «инвестиционный», «ассортиментный». Что это значит?
Фото: alexio-marziano.livejournal.com
Непонятно, как власти будут оценивать «архитектурный» параметр, рассуждает предприниматель Андрей Кубрак. «Если оформление прилегающей территории определено правилами благоустройства, то каким образом один предприниматель в одном и том же месте может сделать ТАК, а другой ЭТАК?», - задается он вопросом у себя в facebook.
Или «инвестиционный»: как можно определить, эффективно ли предприниматель будет использовать НТО, когда объект даже не установлен? И по каким критериям будет оцениваться эта эффективность?
Или «ассортиментный»: по задумке создателей, кто предложит более разнообразный ассортимент, тот и выиграл. Но как проверить, совпадут ли намерения с их реализацией? А если какой-то товар не пойдет? Или наоборот, что-то окажется в большем ходу. И можно ли заявлять все и сразу, торговать на одной точке трусами и фруктами?
Оценить объективно эти критерии вряд ли вообще удастся, сетуют торговцы. Как и на любых подобных конкурсах, шанс выиграть будет не у того, кто предложит лучшее качество и цену, а у того, кто громче о себе пропоет.
Кстати, об архитектурном облике. Говорят, вид ялтинских ларьков снова попытаются привести к единому стилю, правда, уже не в этом сезоне – вопрос отложен до осени.
Фото: gazetacrimea.ru
«Четыре года назад администрация Ялты уже навязывала нам единый дизайн, - поделилась с «Примечаниями» владелица торговых точек в центре Ялты. – Я тогда потратила около 300 тысяч рублей на свой объект, который заказывала, кстати, в единственной утвержденной администрацией фирме.
А теперь нам объявили, что эти ларьки не подходят, будут другие – и опять нам придется платить».
На набережной Ялты есть несколько ларьков в восточном стиле. Чтобы их построить, в середине 2000-х люди вложили огромные тем меркам суммы – по 10 тысяч долларов. Взамен власти продляли их владельцам аренду на приоритетных условиях. Теперь же, говорят в Ялте, их выставят на конкурс. И кому достанутся эти, ставшие уже своеобразной изюминкой главного южнобережного променада, малые архитектурные формы, неизвестно. Хорошо, если старым хозяевам.
Без конкурса, но по конкурсу
Оставшиеся 30% мест на муниципальной земле выделены под распределение на так называемой «бесконкурсной» основе. Льготой на установку НТО, как предписывает 402 постановление Совмина Крыма от 23.08.2016, смогут воспользоваться крымские производители – мороженого, кваса, выпечки, колбас, печатной продукции и т.д. Всего таких ларьков на землях Ялты будет 57.
В среде торговцев тут же прошли слухи: эти места распределили под «своих».
В частности, говорили, что 7 самых «жирных» точек по продаже мороженного на набережной отдадут «крымскому производителю» - бывшему советнику экс-мэра Ялты Андрея Ростенко, главе общественной организации «Фрирайт» Анри Канунову. В последние два месяца подготовки схемы его якобы регулярно видели у кабинета Челпанова, на обсуждении НТО с депутатами.
Участие Канунова в бесконкурсной схеме подтвердил сам Роман Деркач, говорят предприниматели. Мама Канунова, Ирина, тоже получила преференции: единственный ларек по реализации экскурсионных билетов на набережной Ялты, попавший в схему без конкурса, связывают именно с ней.
Фото: wikimapia.com
Однако сам Анри Канунов эти слухи «Примечаниям» опроверг. Он подтвердил, что у его матери Ирины Кануновой есть предприятие по производству питьевой воды, но оно торгует продукцией оптом, и в НТО на территории Ялты не нуждается. Что касается точки по продаже экскурсий, Ирина Канунова действительно работала в ларьке у одного из ялтинских предпринимателей, который, в свою очередь, арендовал под ним землю до 2019 года. «Насколько мне известно, договор аренды у него должен был закончиться, а значит, его точка тоже будет выставлена на конкурс», - заключил Канунов.
Депутат Алексей Яковенко назвал слухи о протекции в адрес Канунова необоснованными. Он пояснил, что на точки, предоставляемые на бесконкурсной основе, могут претендовать любые крымские производители – и пока никаких предварительных договоренностей по ним нет.
Если на локацию заявится один претендент, подходящий под звание «крымского производителя», то точку размещения НТО отдадут ему, поясняет Яковенко. Если несколько – между ними тоже будет своеобразный конкурс.
«Будем выбирать по инвестиционным составляющим и техническим показателям: что производят, какие мощности, количество сотрудников, - говорит депутат. – На обычную точку мы определяем начальную цену, и предприниматели торгуются. В бесконкурсной основе цены нет, они сами могут выходить с предложениями – кто больше готов вложить, какие выгоды предложить городу. Город все это будет оценивать и решать, кому отдать объект».
«Дам миллион, лишь бы бизнес не отобрали»
Предприниматели в замешательстве: сносить старые ларьки или ждать, когда удастся их «выкупить» снова? Вроде бы предписание на снос есть, и какие-то компенсации затрат власти обещали - но пока все только на словах.
На каких условиях можно будет взять точки в аренду на следующие 7 лет, никто внятно сказать не может. Начальные цены еще не определены, говорят бизнесмены.
«Примечаниям» удалось выяснить, что за прибыльные точки на набережной и в центре Ялты люди платили по 100-200 тысяч в год. На менее проходных локациях, работающих только в сезон – по 25 тысяч.
Фото: ялтаинформ.рф
Бизнесмены надеются, что власти не будут сильно задирать минимальные конкурсные цены, а оставят их на прежнем уровне, чтобы был задел на повышение ради выигрыша. И многие, похоже, готовы неплохо поторговаться.
«Я разговаривала с нашими «ветеранами», бабушками, торгующими на набережной чуть ли не 30 лет, - говорит одна из ялтинских предпринимательниц.
– Им уже далеко за 80, пенсии неплохие. Так вот они говорят, что готовы дать миллион, лишь бы у них ларек не отобрали.
Им не важно, как это бизнес будет окупаться, лишь бы он сохранился. А у нас, молодых, таких денег нет».
«Ваши права носят рекомендательный характер»
Скудная информация по новой схеме размещения НТО, которую «Примечаниям» удалось выудить из общения с ялтинскими предпринимателями и общественниками, больше напоминает сводки агентства «ОБС» - «Одна бабка сказала». Официальная информация от властей деталями тоже не радует. Пресс-релизов по поводу за последние полгода вышло много, но все они носят радужно-завиральный характер:
будет хорошо, просторно, в едином стиле, и не так много, как сейчас. Но на каких условиях и для кого, а главное, какие выгоды это принесет покупателям и гарантии бизнесменам – об этом ни слова.
Ясно, что нехватка информации дезориентирует предпринимателей. Они готовы протестовать, но и сами не совсем понимают – против чего.
Со стихийной уличной торговлей в Ялте тоже пытаются воевать, но как-то не слишком усердно, фото: crimeapress.info
«Все просто, - объясняет ялтинский журналист Сергей Сардыко. – Как и во многих других вопросах, ялтинские власти не захотели выходить на прямой диалог с людьми. Сами обсудили схему на комитетах, сами утвердили, ни с кем не посоветовавшись – без журналистов, без общественников, без предпринимателей. В первую очередь бизнесу, которого это все касается, ничего не объяснили».
В прошлую пятницу, 5 апреля, Сардыко организовал в Ялте пикет предпринимателей, выступающих против утверждения новой схемы НТО без компенсационных мест. На него пришли не только те, чьи ларьки вычеркнули из схемы, но и те, чьи точки остались.
Для них главный вопрос: сносить до конкурса или не сносить? И как сделать так, чтобы налаженный десятилетиями бизнес не скупили заезжие дельцы с материка?
Торговцы пытались намекнуть ялтинским властям, что пересмотр действующей схемы НТО с резким ее сокращением – это прямое нарушение федерального законодательства. Согласно, 131-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», утверждение схемы нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство и реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (ст.10, пп. 6).
Однако по мнению начальника Управления потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта Елены Мордовец, этот закон «носит рекомендательный характер».
В целом происходящее с ларьками в Ялте настолько типично, что даже не интересно. Тренд на сокращение НТО идет к нам с материка, из самой Москвы, и везде по стране этот процесс идет без особых церемоний. Сносят, переставляют, приводят к единому стилю, разыгрывают по конкурсу – но ради чего? Что вообще первично в этом вопросе: «европейский» внешний вид, ассортимент и качество или низкие цены?
Пока консенсуса нет, со стороны кажется, что все ужимки и прыжки чиновников нацелены лишь на одно – удержание мелкого предпринимателя в тонусе. Ведь единственная возможность заставить человека платить все больше и без оглядки – сделать так, чтобы он боялся за свое будущее.
Свежие комментарии