
Государственная миграционная служба Украины сообщила, что с 2014 года загранпаспорта соседней страны оформили 166 тысяч крымчан.
Это примерно 6% от нынешней численности населения полуострова, включая детей и тех, кто переехал в Крым с российского материка за минувшие пять лет. Или около 8% от общего «дороссийского» населения Крыма. Если верить статистике из Киева, то за эти пять лет из Крыма на Украину за биометрическими загранпаспортами выезжали в среднем по 33 200 человек в год. Но Украине по очевидным политическим соображениям выгодно завышать цифры, поэтому корреспондент «Примечаний» решил оценить масштаб этого рынка самостоятельно.Объявлений об услугах помощников по оформлению украинских загранпаспортов для крымчан действительно много и в сети, и в оффлайне - на столбах, остановках, рынках.
Раскрученные компании позиционируют себя в интернете как визовые центры: помимо оформления украинских документов, оказывают помощь в оформлении виз, продают круизы и туры. Частные посредники («бегунки») подстерегают потенциальных клиентов на автостанциях и в тематических группах соцсетей. С соискателями украинских загранпаспортов все они разговаривают охотно, общаться с журналистами не хотят. Поэтому после первого отказа комментировать свою деятельность СМИ автор этой статьи представилась клиентом, которому необходима помощь.
За оформление загранпаспорта «с сопровождением» маклеры просят от 10 до 16 тыс рублей. В сумму входит трансфер, госпошлина и услуги посредников.
Документы оформляют чаще всего в Одессе, Херсоне и Киеве. «Киев дальше, но там загран при содействии можно получить быстрее, — уверяет наша собеседница. — В Херсоне мы сотрудничаем с тремя паспортными столами, в Одессе с двумя». С кем именно крымские маклеры поддерживают связь в украинской столице и почему там можно получить документы оперативнее, женщина обещает рассказать при личной встрече: «Не телефонный разговор, но все официально».
Организация, которую она представляет, возит клиентов дважды в неделю на Mercedes-Benz Vito. Трансфер в Херсон обойдется в 3 тыс рублей, еще 7,3 тыс рублей — госпошлина и услуги посредников. Забрать загранпаспорт можно через 1,5 месяца. Для тех, у кого уже есть загранпаспорт старого образца, сроки ожидания нового документа меньше — 10 дней, но чуть дороже: 8,8 тыс рублей.
За Перекопом прибывающим из Крыма раздают брошюры с инструкциями, как правильно заполнять бумаги. Вот, например, инструкция по верификации на Украине выданных в Крыму свидетельств о рождении и смерти:
На образцах заполнения документов в брошюре – логотипы украинской организации CrimeaSOS и Совета ООН по делам беженцев
По словам представителя фирмы, отправляются микроавтобусы дважды в неделю. Ближайшие два выезда — вторник и четверг - расписаны. Записываться советуют за полторы-две недели.
Так как паспорта биометрические и отпечатки пальцев сдаются дважды — при сдаче документов и при выдаче их на руки - второй поездки не избежать. При этом повторный вояж за готовыми документами в стоимость услуг посредника не входит. «Вы можете поехать самостоятельно, и мы дадим вам контакты людей, которые отдадут вам документы, — уверяет собеседница. — Или воспользоваться нашим трансфером».
Две другие заметные компании, рекламирующие в Крыму услуги по оформлению украинских документов на собственных сайтах, тоже возят на микроавтобусах Vito. Самое ранее бронирование предлагают на следующую неделю, но его стоимость выше. В одной компании за весь комплект услуг просят 13 тыс рублей, в другой — 14.
Выходим на частных маклеров. Одиночки уверенно заняли свою нишу, ведя группы в социальных сетях.
Несмотря на отсутствие сайтов и качественного контента, цены здесь кусаются: 16 тысяч рублей — поездка на китайской легковушке весьма сомнительной вместимости. Правда, возят ежедневно, по три человека. В машине едет водитель и посредник, поэтому попасть на Украину можно даже в конце этой недели.
На самом деле, частные маклеры - это тоже не одиночки, а маленькие компании со своим персоналом. Собственница одной из них делится: в ее автопарке две машины, водители и сопроводители меняются сутки через сутки, чтобы успеть выспаться.
Еще один маклер, чьи контакты «Примечания» обнаружили на одном из популярных сайтов объявлений, выезжает за перешеек раз в неделю на Volkswagen. «В машине нас пятеро — три человека — я, три пассажира и кондиционер, — рекламирует свои услуги мужчина, представившийся Максимом. — Бывают семьи, тогда и по четыре беру, но скидку делаю за тесноту. Сколько вас будет?». Клиенты Максима документы оформляют в Одессе. Может быть поэтому сразу появилось желание поторговаться, и оно оправдало себя: таксу сбили с 16 до 13 тыс рублей, хотя по легенде в путь отправляется лишь один человек.
Так каков же он на самом деле, поток крымчан, желающих оформить украинские загранпаспорта?
Украинские СМИ утверждают, что жители полуострова пользуются для выезда за Перекоп услугами больших микроавтобусов типа Mercedes Sprinter и полноразмерных автобусов. Пишут, что так дешевле: 1,5 тыс рублей, и вы в Херсоне, еще столько же стоит обратный путь, есть рейсы прямиком до дверей паспортного стола. Еще в районе 2,5 тыс рублей госпошлина. Всего — 5,5 тыс рублей — заманчивая экономия.
Однако нам посредники, перевозящие клиентов на более крупных авто, нежели 8-местный Mercedes Vito, не попадались.
По нашим подсчетам одна фирма-посредник в год вывозит порядка 2,5 тысяч крымчан. Если взять данные только наших собеседников, то за год три фирмы «помогли» оформить украинские документы 7,5 тыс жителей республики, а два опрошенных частника общими усилиями — 3,7 тыс. То есть — всего более 10 тыс человек.
Это не только те, едет за «безвизом». В их число входят и те, кому необходимо заменить свои внутренние паспорта гражданин Украины на документы нового образца, оформить документы на детей — свидетельства о рождении или паспорт, оформить наследство, закрыть ЧП по упрощенной процедуре, зарегистрировать юридическое лицо, открыть банковский счет и прочие.
По данным наших собеседников, на более крупных автобусах на Украину ездят «обычные пассажиры» - те, кто едет, например, к родственникам. Долю тех из них, кто едет за загранпаспортом, не пользуясь услугами посредников, просчитать сложно.
Практически все собеседники «Примечаний» уточняют: не состоял ли потенциальный клиент в рядах российских госслужащих, не был ли в самообороне или не помогал в проведении выборов президента РФ в Крыму, не избирался ли «при России» депутатом.
Вопросы не лишние: случаев задержания на Украине крымчан и севастопольцев, которых соседняя страна уличила в какой-либо форме «сотрудничества с окупационным режимом», много. И это случается не только с теми, чьи имена есть в знаменитой украинской базе на сайте «Миротворец».
По словам российских правозащитников, вытащить из застенков таких, как он будет трудно, потому что сотрудничество Украины с Россией во многих сферах свернуто. По сути, единственный шанс вернуться домой – это попасть в программу обмена «всех на всех», которую новых президент Украины Владимир Зеленский предлагает российской стороне.
Недавно обмудсмен Севастополя Павел Буцай призвал крымчан и севастопольцев воздержаться от поездок на Украину.
Посредники, помогающие крымчанам в оформлении украинских документов, говорят клиентам, по сути, то же самое: это риск, вы хорошо подумали?
Свежие комментарии