На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 817 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Андрей Никитченко: «Крым – задача нетривиальная»

Каким станет Крым в будущем, как идет реализация ФЦП, и почему продлен срок действия программы, в чем ловушка региона и как ее избежать — рассказывает руководитель Дирекции по управлению ФЦП Минэкономразвития РФ Андрей Никитченко.

— Открывая 23 декабря запуск поездов по Крымскому мосту, Владимир Путин заявил, что постройка моста, запуск по нему сначала автомобильного, а теперь железнодорожного сообщения показали, что «Россия в состоянии делать такие инфраструктурные объекты». Крым с момента присоединения к России – фактически один огромный инфраструктурный объект. ФЦП развития Крыма и Севастополя исполняется шестой год. Как с исполнением на конец 2019 года и можно ли назвать программу частью нацпроектов?

— Федеральная целевая программа развития Крыма имеет выраженную региональную проблематику, поэтому по определению не может быть нацпроектом в полной мере. Однако если сравнивать цифры выделенного бюджетного финансирования, то да, программа сопоставима с нацпроектами. Ее важность велика и для развития национальной экономики, и для нацбезопасности, что и определятся особым вниманием к ней со стороны президента Владимира Путина и федерального правительства.

— За 5 лет ФЦП развития Крыма и Севастополя прилично изменилась. И по срокам, и по объемам финансирования, и по перечню объектов.

— С 2014 года по 2019 год масштаб мероприятий ФЦП увеличился более чем на 40% и сейчас охватывает 891 объект с общим объемом финансирования 961,2 млрд руб. 280 объектов и мероприятий программы уже завершены. Это Крымский мост, энергомост, магистральный газопровод, две новые ПГУ-ТЭС, из социальной сферы – медицинский центр в Ялте, сеть фельдшерско-акушерских пунктов, 20 детских садов, 3 школы. 552 объекта и мероприятия находятся на той или иной стадии реализации, остальные 59 стартуют в ближайшем будущем.

В уходящем 2019 году 42 объекта программы завершены, из которых 23 – в Крыму, 8 – в Севастополе и 11 – реализуемые федеральными органами власти. Самые значимые завершенные объекты этого года, конечно, выведенные на полную мощность Балаклавская и Таврическая ПГУ-ТЭС, железнодорожная часть Крымского моста.

— Вы говорите «объекты» и «мероприятия». С объектами понятно, что такое мероприятия?

— Под объектами подразумеваются объекты капстроительства, а под мероприятиями – ремонтные, реставрационные работы, работы по реконструкции, разработка документации либо комплексные решения, которые в себя включают несколько объектов. К таковым можно отнести разработку генпланов городов, противоаварийные первоочередные и реставрационные работы на объектах культурного наследия, капремонты дорог и зданий. И, например, комплекс объектов по водоснабжению Крыма также относится к мероприятиям.

— Каковы итоги 2019 года? Федеральные чиновники говорили, что исполняемость ФЦП год от года улучшается, но все же, очевидно, не столь хорошо, как хотелось бы. Есть задержки в исполнении, поэтому программу все время приходится корректировать. Каковы причины отставания?

— Объем финансирования Республики Крым и г.Севастополя из федерального бюджета в 2019 году составляет порядка 84 млрд рублей. В этом году мы ожидаем результатов реализации программы на уровне не ниже предыдущего, но давайте все же подведем итоги в начале 2020 года.

— Подведем. Но все же в чем причина задержек?

— Задержки с исполнением отдельных мероприятий есть, этого никто не скрывает. Но продление и корректировка программы связаны не только с этим.

В корректировке программы, утвержденной постановлением правительства РФ 12 декабря, перераспределены средства: некоторые объекты вышли из экспертизы со снижением стоимости, некоторые – с увеличением. Например, больница скорой медицинской помощи в Севастополе стоила 6,7 млрд рублей, после экспертизы стоимость увеличилась до 8,6 млрд рублей, а стоимость работ по рекультивации ТКО в Керчи, наоборот, снизилась почти на 430 млн рублей.

Помимо корректировок, программа приобретает новое наполнение и новое качество, что неизбежно влечет продление срока ее исполнения.

— И в чем состоит это новое качество и наполнение? Приведите примеры.

— Например, предыдущая, летняя корректировка расширила логику и диапазон программы. Во-первых, был сделан акцент на развитии муниципальной инфраструктуры, в программу было включено 88 новых объектов.

Во-вторых, было предусмотрено финансирование разработки технико-экономических обоснований для принципиально новых инфраструктурных и комплексных мероприятий с прицелом на стратегическое развитие всего региона на уровне мировых практик: создание инфраструктуры круизных перевозок и яхтенного туризма всего полуострова, создания в Западном Крыму нового туристического кластера с нуля.

— В итоге, какова сейчас логика ФЦП? Это программа «латания дыр» или все же развития региона?

— По факту программа получилась «двуединой» – она решает и задачи регионального финансирования, и «латания дыр», и выполняет задачи долгосрочного развития через интегрирование в экономику страны и снятие инфраструктурных ограничений. Поэтому бенефициаром в итоге окажется не только Крым, но и вся страна.

А приобретенный опыт решения нетривиальных задач в Крыму может теперь, как 23 декабря отметил президент Владимир Путин, служить стране при осуществлении самых сложных программ регионального развития.

— «Нетривиальные задачи» — это любопытно. Другая территория, жившая 20 с лишним лет по другим законам и логике, понятно. Но как этот опыт применим к другим субъектам РФ?

— Проблематика пространственного развития в стране требует современных управленческих механизмов. Есть сопоставимый опыт прошлого, когда наша страна решала масштабные задачи национального, в том числе, регионального развития. Однако он приходится на позднесоветский период и может быть воспроизведен лишь частично. Нет тех людей, которые творили великие стройки социализма, а время и требования к созданию инфраструктуры ушли вперед.

И самое главное, сегодня мы создаем инфраструктуру в рыночных условиях с другими критериями эффективности. Нам нужен новый прорыв, обозначенный в майском указе президента 2018 года, прорыв для XXI века.

— Какова роль Дирекции по управлению ФЦП в общей системе управления этой программой «прорыва»?

— На федеральном уровне заказчиком-координатором ФЦП выступает Министерство экономического развития, а на региональном субъекты Федерации выступают заказчиками по большинству исполняемых мероприятий. Дирекция по управлению ФЦП – небольшой механизм, связующий в ежедневной работе два больших блока управления, федеральный и региональный. Наша основная задача – мониторинг и координация. Именно на нашей площадке ищут и находят решения по реализации наиболее сложных задач.

Например, именно на площадке Дирекции проходила еженедельная координация работы заказчиков, подрядчиков по проектированию и подрядчиков по строительно-монтажным работам автомобильных и железнодорожных подходов к Крымскому мосту со стороны Крыма. Было 11 организаций, скоординировать и синхронизировать все их действия было совсем непросто. А ведь ввод в эксплуатацию моста зависел не только от строительства самого моста, но и от сопряженной с ним инфраструктуры как со стороны Крыма, так и Тамани. И задача была выполнена. Такая же работа велась по объектам культурного наследия, мероприятиям по водообеспечению Крыма и Севастополя, развитию аэропортового комплекса, круизного туризма.

— Дирекция, во всяком случае, пока работает до конца 2020 года. А саму ФЦП уже продлили до 2022-го, возможно, продлят и дальше. Следующие годы в дирекции необходимости не будет?

— Думаю, мы во многом выполнили поставленные перед нами задачи. Изначально вообще планировалось, что Дирекция создается на 2016 и 2017 годы. Но затем правительство РФ дважды продлевало срок ее работы в силу большого объема задач.

Я всегда сравнивал Дирекцию с десантом – этакий проектный офис в форме десанта. А такая жизнь по определению конечна.

— Каким вы видите Крым после реализации ФЦП? Есть ли вообще жизнь у Крыма после закачивания миллиардов бюджетных средств?

— Сама по себе инфраструктура, какой бы современной она ни была, не гарантирует рост регионального богатства и налоговой базы.

Да, программа снимает инфраструктурные ограничения, которые наследовал регион, и интегрирует Крым в Россию. Но не гарантирует, что экономика полуострова избежит ловушки хронической дотационности на основе новой инфраструктуры, с одной стороны, и старой советской отраслевой структуры с устаревшими технологическими решениями, с другой.

— От чего зависит возможность выйти на бездотационное развитие региона после программы?

— Зависит от того, какой тип экономики вырастет на основе созданной с помощью ФЦП инфраструктуры. Что, в свою очередь, зависит от того, какой капитал и какие отрасли будут доминировать в экономике региона, какой будет добавленная стоимость, создаваемая в Крыму, какова будет роль науки и высокотехнологичных отраслей, как регион встроится в экономику черноморского региона и удастся ли создать синергетические эффекты с развитием сопредельных российских регионов.

Таких «как» немало. Сам ход реализации программы неизбежно подталкивает к этим вопросам. И от того, какие будут найдены ответы, зависит ответ на ваш вопрос.

— Какова здесь роль частного капитала, особенно с учетом всевозможных санкций, которыми обложен Крым?

— Капитал может сыграть разную роль. Может блокировать устойчивое развитие, а может сделать Крым экономическим центром черноморского региона, открывая новые перспективы и создавая совершенно новый человеческий капитал.

По моему убеждению, Крыму необходимы частные инвестиции, но не любые и не любой ценой. Частный капитал, разрушающий будущую стоимость экономики региона, если использовать термины экономистов, Крыму не нужен.

— А разрушающий стоимость капитал – это какой? Хаотичная застройка побережья, о которой предостерегал на Ялтинском форуме вице-премьер Дмитрий Козак?

— Я имею в виду хорошо известное явление, когда одни инвестиции закрывают дверь другим и таким образом исключают возможность развивать целые направления на десятилетия вперед.

Да, над прибрежными, уникальными природными зонами всегда дамокловым мечом висит желание строительной индустрии застроить их апартаментами. Для экономики региона и его социума продажа апартаментов – самый бесперспективный способ использовать уникальную природную ренту. Более того, этот способ уничтожает саму ренту. У региона из-под ног попросту выбивают будущее. Для Крыма и Севастополя такой риск очевиден.

— Такие примеры есть в мировой практике?

— Например, тотальная застройка многоэтажными домами красивейшего неаполитанского побережья Позиллипо, где ранее были парки и виллы XIX века. В итоге эта мировая жемчужина природы и истории потеряна безвозвратно. В каждой стране, увы, есть такие примеры.

— Каков ваш рецепт создания новой экономики для Крыма?

— Невозможно создать новую экономику Крыма без восстановления инфраструктуры и возрождения благородства. Новая инфраструктура и благородство цели – вот рецепт. Если кратко.

— Звучит как-то романтично и пафосно…

— А романтизм всегда на определенной фазе развития становится формой реализма, если ставить перед собой нетривиальные задачи. А Крым – задача нетривиальная.

Источник: РИА Новости Крым.

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх