Вчера мы узнали, что у двух третей (65%) российских семей нет никаких сбережений, а у большинства остальных они не превышают трехмесячного дохода, напоминает издание.
Сегодня выяснилось, что и без того плохие ожидания россиян ухудшились: квартальный индекс потребительского доверия (по версии The Conference Board и Nielsen) упал до исторического минимума — 62 пункта. Индекс падает с 2014 года, тогда он составлял 83.
В улучшение своих финансовых перспектив верят только 25% покупателей (минус 5 п.п.), а доля готовых тратить деньги упала до 14% (минус 7 п.п.). Доля потребителей, у которых есть свободные деньги, сократилась с 77% до 72%.
Число россиян, стремящихся экономить, выросло с 62% до 69%. До 57% выросла доля респондентов, переключающихся на более доступные продукты.
Падение потребительского доверия подтверждают другие данные. Ритейлеры видят, что покупатели очень чувствительны к ценам и рациональны в покупках. Торговые центры отмечают падение выручки на квадратный метр в непродовольственном сегменте, а это верный признак сокращения спонтанного потребления.
Одновременно с падением доходов растет потребительское кредитование, в котором усиливаются самые опасные для рынка тенденции, пишут «Ведомости». Много новых кредитов — рефинансирование существующей задолженности. У заемщика может быть 4–5 кредитов, которые замещаются одним более крупным, по более низкой ставке, но на длительный срок
Свежие комментарии