На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Примечания

136 823 подписчика

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ВСЕ  что  ПОДОНОК  УКРАЛ  у  РОССИИ , НАГЛОСАКСЫ КОНФИСКУЮТ  и  ВЫКЕНУТ  ТРЯПКУ--ПРЕДАТЕЛЯ  на  ПАПЕРТЬ , ПОДЕЛОМ  .....Экс-глава Севасто...
  • Николай Сергиенко
    А у нас всегда так....наворуют уедут на Запад...и только потом наши начинают вещать,ах какие нехорошие.Гусинский,Бере...Николаев: Овсянни...
  • Владимир Бурцев
    Все его назначения в совет федерации подлежат сомнению и должны быть пересмотрены, т.к.- возможно злоупотребление при...Николаев: Овсянни...

Что не так с нашей Антиевропой

Антизападные настроения стали у патриотической части общества доминирующим нарративом. Принято считать аксиомой, что Россия испокон веков противостояла Западу и является его цивилизационной альтернативой. Но отечественная история говорит, скорее, об обратном, утверждает публицист Андрей Кукса.

Господствовавшая еще со времен Киевской Руси культурная и политическая традиция всегда воспринимала Россию как неотъемлемую часть Европы. А русское образованное сословие было первым потребителем самых модных и передовых тенденций в религиозной жизни, а позже в науке, культуре, технологиях, не говоря уже о том, что русские всегда были первыми учениками в европейской школе идей. Какую не возьми - от вольтерьянца Радищева до анархистов Бакунина и Кропоткина, якобинца Ткачева, либерала Герцена, социал-демократов и марксистов Плеханова и Ленина...

Собственно, смыслообразующим для российской писаной истории событием является факт принятия находившейся тогда на подъеме западной религии - христианства. Да, оно изначально родилось на востоке, но стало вселенской религией именно на тогдашнем Западе - в Риме. Сначала в первом, затем втором - Константинополе. Всегда осознававшем себя частью европейской, западной традиции, выросшей из греческой античности.

Киевские князья играли значительную роль в делах современной им Европы, активно вступали в родственные связи с различными королевскими дворами - от Британии и Франции до Норвегии и Венгрии. А однажды чуть не получили королевскую корону от Папы - при Данииле Галицком. Северная Русь в лице Великого Новгорода была не меньше интегрирована в европейский мир, став в экономическом плане хоть и периферийной, но важной частью немецкой Ганзы.

В татарский период европейские влияния ослабевают, однако не на всем русском пространстве. Не забываем, что тогдашняя Литва была не современным крошечным национальным государством, а частью русской цивилизации, полностью построенном на русской письменности, праве, религии и идеологии. Несколько столетий подряд Литва боролась с Москвой за гегемонию в русском мире, была своего рода "альтернативной Русью". И бежавшие "на Литву" опальные московские царедворцы типа Курбского, и ехавшие на Москву замуж за тамошних великих князей литовские боярыни типа Елены Глинской - не воспринимали это как заграничные вояжи. Цивилизация была одна, как и народ, а государств- несколько.

Вспоминать о Петре Великом, который, как считается, "прорубил окно в Европу", в контексте русского западничества - общее место. Правда, никакого окна он не прорубал.

Зачем, если к тому времени, как он перешел от командования потешными полками к руководству реальными военными баталиями, русские уже давно ходили на Запад через вполне приличные двери.

Достаточно вспомнить предшественника Петра на троне, царя Федора Алексеевича, при котором молодые бояре начали брить бороды, а при дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках. Сам царь Федор свободно говорил на польском и знал латынь. Этим языкам его научил образованный монах из Речи Посполитой Симеон Полоцкий, прививший царю склонность ко всему польскому. Вплоть до того, что тяга к западным порядкам приняла форму полонофилии: придворные осваивали польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы на польский манер и учиться польскому языку.

Фёдор Алексеевич интересовался европейской политикой, а на заседаниях Боярской думы ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы.

Да и регентша царевна Софья со своим фаворитом Василием Голицыным были совершенно ординарными для своего времени по-западному образованными людьми, которым никакое противостояние с Европой даже в голову не приходило. Напротив, именно при Софье 21 июля 1687 года в Париж ко двору Людовика XIV было отправлено русское посольство с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана. А с Польшей был заключен "Вечный мир".

Блистательный имперский 18-й век - это вообще даже не песня, а целая ода русскому западничеству.

Россия хозяйничала в европейских делах как на собственном заднем дворе, принимая активное участие в войнах одних европейских коалиций на стороне других, поочередно деля австрийское и прусское наследство, участвуя в тогдашней мировой войне, получившей название Семилетней, театр военных действий которой раскинулся на трех континентах. Деля Польшу и замысливая амбициозный "греческий проект" по восстановлению Византийской империи под гегемонией Петербурга. Знаменитый швейцарский поход Суворова, вошедший в историю переходом русской армии через Альпы - это из того же времени.

Естественно, что русское дворянство той эпохи даже в мыслях не отделяло себя от Европы. Начиная от одежды и заимствованных во Франции париков, заканчивая выписанными из европейских стран гувернерами для собственных детей. Так выросло несколько поколений русской элиты, первым и родным языком которой был один из европейских - чаще всего французский, реже - немецкий или английский.

Если бы этим людям кто-то сказал, что они принадлежат к цивилизации, противостоящей "бездуховному Западу", они бы посмотрели на говорящего, как на сумасшедшего.

Сегодня принято считать русское православие чем-то принципиально антиевропейским и антизападным. А между тем, предшествовавшие революции 1917 года 200 лет РПЦ была реорганизована на голландский протестантский манер и управлялась Правительствующим Синодом. Фактически тогдашняя Россия и в религиозной сфере следовала господствовавшим на Западе трендам.

В защиту версии о вечном антагонизме России и Запада обычно приводят тот аргумент, что, русские всю свою историю воевали с Европой, которая только и думала, как их поработить. Но так ли это?

Самый длительный период иностранного господства над русскими был связан с азиатской Ордой, а не с Западом. Тот факт, что несколько пограничных битв с воинственными тевтонскими рыцарями возвысились до уровня национального эпоса – во многом заслуга киношедевра Эйзенштейна "Александр Невский".

Да, Наполеон и Гитлер стремились поработить Россию. Но кто еще?

Наши противники в русско-турецких войнах? Но тогда формальными союзниками России попеременно были то Австрия, то Британия, то Франция, а то и все они вместе. Англия, Франция, Турция и Сардиния в Крымскую войну? Но у них не было цели уничтожить Россию - они объединились, чтобы отстоять сложившуюся иерархию в оркестре великих держав, где Россия не была первой скрипкой, но пыталась ею стать. Наши противники в Первую мировую? Но тогда Россия воевала в составе одной европейской коалиции (Антанты) против другой (Тройственного Союза). Интервенты 1918-1919 годов. Но призвали их на русскую землю русские же патриоты из многочисленных "белых" правительств. Может быть, весь объединенный Запад воевал против нас во Вторую мировую? Но тогда "коллективный Запад" в лице его англо-американского ядра выступил на стороне СССР – хотя и не сразу.

Наш «вечный враг» США? Но еще задолго до лендлиза и американского участия в нашей индустриализации 30-х царская Россия поддержала войну за независимость Штатов. Русские газеты были полны панегириков "свободолюбивым янки", а русские добровольцы рвались воевать под знаменами Вашингтона.

При этом русский царизм враждебно относился к идеям Французской революции и помог подавить "весну народов" в империи Габсбургов. Однако и в этом случае речь идет не о каком-то столкновении цивилизаций, а о борьбе разных идеологий внутри одной цивилизации. Потому что одновременно с царским двором, посылавшим солдат подавлять восстание венгров или поляков, тогдашняя передовая русская либеральная интеллигенция этим восстаниям открыто сочувствовала. Как позже сочувствовала социалистическим идеям. С одной стороны, монархическая Россия была равноправным участником Венского конгресса европейских монархий, разработавшего основы европейского и международного права на век вперед. А с другой - та же Россия в лице своих интелолигентов и вольнодумцев стала одним из основоположников Первого Интернационала, за 70 лет до революции.

Да, в короткий отрезок с 1946 по 1985 годы коллективный Запад целенаправленно воевал против СССР (исторического аватара России) всеми доступными ему способами - от локальных горячих войн до шпионажа, диверсий и пропаганды в культуре и СМИ.  

Но если приглядеться к тому, за что же именно тогдашний Запад не любил советский проект - то мы без труда увидим все те черты, от которых наш народ усиленно избавляют последние тридцать лет – коллективизм, негативное отношение к мещанству и потребительству, отрицание ведущей роли жажды наживы в общественном развитии. Словом, все то, что уже давно не в чести у постсоветского российского культурного, идеологического и массмедийного мейнстрима, с высоких трибун призывающего формировать "общество идеальных потребителей", а вовсе не "идеальных творцов" - которые, по крайней мере на уровне пропаганды, были целью советского общества.

Собственно, к чему это я? К тому, что современный российский уклон в традиционные ценности, религию и все такое прочее полностью соответствует аналогичному тренду в тех же США и Евросоюзе.

В нашем "неоДомострое" нет ничего эксклюзивно-национального и принципиально антизападного и духовного, в чем нас пытаются убедить ревнители скреп.

Современный российский традиционализм - никакая не альтернативная антизападная идеология. Это новодельный идеологический симулякр, предназначение которого - прикрывать интеграцию побежденных в Холодной войне бывших советских людей обратно в безальтернативный на данный момент глобальный проект. И проект этот "западный" в той же степени, что и "восточный" - если приглядеться к реалиям крупнейших неолиберальных обществ и экономик типа Китая, Индии или Японии.

Противостояние Западу на базе зависимой периферийной экономики - такая же иллюзия, как и надежды вписаться в Первый мир на той же самой базе. И если Россия досоветского прошлого была периферийной Империей с национальным своеобразием, а Россия советская – неудачной попыткой создать собственный Модерн и альтернативный миропорядок, то Россия нынешняя, постсоветская - это банальная попытка переодеть работников глобального Макдональдса в льняные рубахи и кокошники в стиле аля рюс. Такая же нелепая и смешная, как и костюмированные пати в "революционном" стиле на борту превращенного в рекреационный центр крейсера "Аврора".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх