
При СССР Каспий фактически был внутренним морем Советского Союза: Ирану принадлежит лишь 14% процентов побережья. После распада СССР количество прикаспийских государств выросло до пяти, и они стали спорить о принципах раздела богатого нефтью и газом моря. Споры осложнялись тем, что Каспий как внутриконтинентальный водоем не подпадает под действие норм международного морского права.
Самый острый конфликт возник из-за двух вопросов: раздела недр Каспия и планов прокладки подводных газо- и нефте проводов из Туркмении и Казахстана на Запад - через Азербайджан, Грузию и Турцию. Россия долго противилась этим планам, потому что туркменские и казахстанские углеводороды шли на Запад через РФ, и она могла не только получать за это плату, но и контролировать экспорт геополитически. Иран поддерживал позицию России, поскольку выход в Европу туркменского газа ослаблял его энергетические позиции на этом направлении. США, ЕС и Азербайджан выступали на стороне Туркмении и Казахстана против России. При этом на переговорах Москва и Тегеран напиарали на экологию, которой повредят трубопроводы, а Баку, Ашхабад и Астана исходили из представления, что "нейтральных вод на Каспии нет", и вопрос может решаться двумя сторонами.
Теперь можно говорить о том, что Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Запад в этом споре победили.
Согласно Конвенции стороны получают права на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства: национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль плюс 10 примыкающих к ним "рыболовных".
В соответствии с Конвенцией, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам.
Причем в случае прокладки трубопровода по морскому дну согласие всех стран "пятерки" не требуется, детали согласовывают те государства, по чьим участкам проходит магистраль.
Уступкой России можно считать то, что при реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Но это больше похоже на попытку спасти лицо.
Однако есть в документе и важная победа Москвы и Тегерана. Конвенция фиксирует и положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, а также определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами. Ранее Азербайджан и Казахстан привлекали старны НАТО к строительству своих военно-морских сил, и существовала опасность, что де-факто это повлечет присутствие западных военных на берегах водоема.
Свежие комментарии