
По делу Baring Vostok в середине февраля были арестованы шесть человек, в том числе основатель фонда Майкл Калви. Их подозревают в мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной группы (часть 4 статьи 159 УК РФ), речь в деле идет о хищении 2,5 миллиардов рублей у банка «Восточный». Суд отказал в ходатайстве защиты Калви отправить его под домашний арест, несмотря на то, что за него вступились бизнес-омбудсмен Борис Титов и бизнес-ассоциации.
Такие жесткие действия в отношении Калви собеседник в Кремле, видевший материалы дела, объясняет тем, что через фонд и его проекты финансировалась оппозиция. «Они пытались раскачать ситуацию перед президентскими выборами», — утверждает чиновник. По его словам, речь идет в том числе о протестах дальнобойщиков против системы «Платон» и обманутых дольщиков. Финансирование могло проходить через «Норвик-банк», утверждает собеседник Дождя. Советник председателя правления банка Алексей Кордичев арестован вместе с Калви. Кордичев был директором банка «Восточный», но в СМИ ранее не сообщалось об аффилированности «Норвик Банка» и фонда.
Версия может быть выгодна Кремлю: они пытаются оправдать дело перед остальным бизнесом связями с оппозицией, предполагает один из собеседников, близких к администрации.
До 2015 года «Норвик-банк» назывался «Вятка-банк», основным акционером в 2014 году стал латвийский Norvik Banka, подконтрольный российскому инвестору Григорию Гусельникову и членам его семьи. Проблемы у «Вятка-банка» начались в 2012 году: его начали проверять ЦБ и ФСБ из-за счетов оппозиционера Алексея Навального и губернатора Кировской области Никиты Белых. Гусельников тогда говорил, что проверки связаны именно со счетами Навального, вместе с ним он создал Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области, операции фонда проводились через «Норвик-банк».
Еще один собеседник, знакомый с ситуацией, подтверждает, что эта версия обсуждается среди чиновников администрации: «Арест Калви может означать, что он попытался давать денег тому, кому не надо давать».
Версию с финансированием оппозиции продвигают и прокремлевские телеграм-каналы. «Все крикуны и защитники Калви — приглядитесь к проводкам Норвик банка. Много интересного накопаете», — писал 26 февраля «Незыгарь» (издание «Проект» сообщало, что этот канал контролируются людьми, близкими к куратору СМИ в Кремле Алексею Громову).
Адвокат Калви Дмитрий Клеточкин заявил Дождю, что его клиент не считает дело политическим: «Я никогда не слышал о версиях про оппозицию от него. Это хозяйственный спор, у него спор с двумя господами на миллиарды рублей, почему наши оппоненты решают его такими методами — надо спросить у них». Адвокат арестованного советника Алексея Кордичева Петр Анашкин от комментариев отказался.
Сам Калви уверен, что уголовное преследование связано с корпоративным конфликтом между акционерами банка «Восточный» Артемом Аветисяном (32,02%) и компанией Evison Holdings (51,6%), подконтрольной фондам Baring Vostok и Russia Partners. Как писал «Коммерсант» со ссылкой на источники, конфликт связан с вопросом докапитализации банка и борьбой за контрольный пакет.
Собеседники Дождя считают, что делу против фонда «помог» помощник президента Андрей Белоусов, у которого хорошие отношения с Артемом Аветисяном (об этом писали «Ведомости»). Белоусов и Аветисян стали общаться благодаря Агентству стратегических инициатив (АСИ). В комментарии «Ведомостям» Белоусов заявил, что бизнес Аветисяна с АСИ никак не пересекается: «Что касается меня, то я вообще не в курсе его дел с банком и с партнерами». «А личные отношения с Артемом у меня действительно хорошие. Мы вместе были в Антарктиде и на Эльбрусе. Но он никогда не использовал их в своих корпоративных вопросах», — добавил он. Белоусов и Аветисян вместе занимаются альпинизмом, подтверждает еще один собеседник Дождя.
Свежие комментарии