
Как это устроено. Геоаналитику у сотовых операторов правительство Москвы закупает с 2015 года. Обрабатывает данные и строит отчеты Аналитический центр при правительстве РФ, он же выступает посредником при госзакупках. Данные передаются в обезличенном виде, так что соотнести эту информацию с персональными данными по идее чиновники не могут. Данные о передвижении москвичей могли использоваться, например, при планировании «дачных участков» для голосования на выборах мэра Москвы.
Москва и Московская область поделены на клетки размером 500 на 500 метров, и власти Москвы знают, сколько людей в каждой из них живет и работает. Вот примеры информации, которую чиновники могут получить о москвичах.
Домом считается место, где человек регулярно ночует, работой — где он находится в рабочее время по будням.
Дачниками считаются те, кто проводит за городом более 50 часов в месяц по выходным и праздникам.
Трудовым мигрантом считается человек, который в будни въезжает в регион и выезжает из него.
Чиновники знают, каким видом транспорта пользуются люди, когда и на какой станции входят в метро, сколько едут и из какого метро выходят.
Власти могут использовать геоаналитику в политических, рекламных и агитационных целях, отмечает партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов.
Они имеют право направлять операторам дополнительные запросы, в том числе в социально-демографическом разрезе. В каком виде операторы отдают им аналитику и какие запросы чиновники добавляют операторам, мы не знаем.Главная сфера использования геоданных — планирование инфраструктуры и управление транспортными потоками, рассказывают «Ведомостям» сотовые операторы и транспортные компании. Например, данные сотовых операторов показали, что в Новой Москве регулярно находится вдвое больше людей, чем зарегистрировано. Это позволило не допустить ошибок при планировании метро и магистралей в Троицком и Новомосковском округах.
Мэр Москвы Сергей Собянин еще в 2016 году, на второй год закупок больших данных, оценивал население Москвы в 25 млн человек. Росстат до сих пор считает, что в столице живет 12,6 млн человек.
Операторы неплохо зарабатывают на геоаналитике: всего, по подсчетам «Вымпелкома», речь о нескольких миллиардах рублей в год только от корпоративных клиентов, госорганов и госкомпаний. Бизнес использует геоаналитику для оценки рентабельности конкретных торговых точек, таргетирования SMS-рассылок.
Само по себе это не новость, но, просто имея при себе сотовый телефон (даже не смартфон), вы генерируете поток данных, на котором зарабатывают другие — и с помощью которых можно управлять вашим поведением. Московские власти говорят, что используют обезличенные данные только в благих целях, но проверить, так ли это, мы не можем.
Свежие комментарии