
Впервые за всю новейшую незалежную историю практически вся Украина оказалась закрашена в один зеленый цвет.
Исключения- Галиция и две контролируемые Киевом половинки разорванного войной Донбасса. На крайнем западе лидирует ультранационалистическая повестка нынешнего президента Порошенко, а на Донбассе доминируют традиционные для этого региона «пророссийские силы» в лице Бойко и Медведчука. При этом и там и там твердое второе место занимает Зеленский - на Донбассе даже больше, чем в Галиции.«Кандидат из ниоткуда», отказавшийся в своей кампании от эксплуатации традиционных для разных частей Украины идеологических страшилок, к удивлению политтехнологов, стал более консолидирующей фигурой, чем его предшественники на всех прежних выборах.
За него голосовали как разочаровавшиеся и просто умеренные майдановцы, которых страшит дальнейшее сползание страны в дремучее средневековое болото «армии, мовы и веры» вместо обещанных европейских перспектив - так и умеренные «ватники»,
которые за последние годы излечились от излишних надежд на северного соседа и понимают, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Для уставшей от перманентной холодной гражданской войны Украины это хороший знак.
Так вот, главным электоральным итогом первого тура стало рождение нового Юго-востока. Совсем непохожего на свой прежний традиционный образ, ретранслируемый как украинскими, так и российскими СМИ - этакого консервативного заповедника советской эпохи, и за неимением собственных позитивных смыслов, ориентирующегося на Москву и ретранслируемые оттуда мессиджи.
Этот новый юго-восток с электоральным лидером Зеленским выглядит очень убедительно. Его ядром стала Днепропетровская область, где под зеленые знамена встало более 45% избирателей, а в ряде округов шоумен набрал свыше половины голосов уже в первом туре. Далее следуют Одесская и Николаевская области - с 41,2% и 40,7% поддержки. Чуть менее 40% Зеленский набрал в Харьковской, Херсонской и Запорожской областях.
При этом юго-восток не стал для начинающего политика фронтиром - во всех соседних областях центра страны он набирает от 30 до 40%. И даже на Донбассе у него четверть голосов –
в шесть раз больше, чем у любого из оранжевых кандидатов в былые времена жесткой конкуренции между исполинскими политическими машинами ПР и БЮТ, поделившими страну надвое.
Фото: dnepr24
Побочным эффектом этого нового электорального слома является поражение традиционных «выразителей интересов юго-востока» из числа олигархических осколков Партии регионов. Частично отобрать их электорат Зеленскому помог раскол в Оппоблоке - анекдотическая история о том, как поссорились Роттердам+ и Дюссельдорф+ (коррупционные схемы поставок в страну газа и электроэнергии, на которых наживались основные спонсоры враждующих фракций экс-регионалов олигархов Фирташа и Ахметова).
Разгром кандидатов от этого лагеря Юрия Бойко и Александра Вилкула нельзя назвать тотальным. В большинстве областей юго-востока они идут на 2-3 местах, а совокупно это около трех миллионов голосов. Однако факт в том, что
они потерпели поражение не только на общенациональном уровне (это случилось в 2014 году), но теперь уже и в собственной вотчине, уставшей ждать, когда же серьезные господа наконец, перестанут делить ресурсный апельсин и обратят внимание на нужды посполитых.
Наблюдатели из этого лагеря, да и сочувствующие им в России уже успели произвести нехитрые математические вычисления и прийти к выводу, что если бы не раскол, то бабушка Оппоблока могла бы стать дедушкой и выйти вместе с Зеленским во второй тур.
Абстрагируясь от сомнительности подобных выводов (автоматическое сложение голосов электоральных карликов не дает на выходе одного бодрого и румяного добра молодца-великана), скажем вот что. На самом деле стратегически для интересов Украины и того же юго-востока то, что Бойко не прошел во второй тур - это очень хорошо.
И неважно, что Бойко, придя к власти, на самом деле ничего бы не отменил, поскольку сам прекрасно вписался в постмайданную реальность и зарабатывает в ней не меньше, чем до переворота. Важно другое. В такой конфигурации даже вполне адекватные и вменяемые лидеры мнений из майданного и центристского лагеря были бы вынуждены поддакивать национал-радикалам или же просто помалкивать.
Бойко - это был бы вариант «стенка на стенку». Как в 2004-м пара Ющенко-Янукович. С той лишь разницей, что в нынешней реальности никакая победа Бойко не светит чисто арифметически. Просто потому, что в такой комбинации голоса умеренных майдановцев и разочарованных «адекватников» вынужденно ушли бы любому его противнику. И Зеленский выиграл бы у газового лоббиста из Оппоблока еще легче, чем у Порошенко.
При этом Бойко во втором туре ожидаемо «съел» бы почти весь юго-восточный электорат, а Зеленскому пришлось бы бороться за голоса правых, голоса националистов и русофобов. Заигрывая с их идеологическими фетишами и тем самым сдвигая градус дискурса в целом вправо.
Возможно, даже еще правее того места, на котором закрепился сейчас Порошенко. И победил бы Зеленский, как кандидат войны.
В то время, как сейчас, независимо от своих личных "тараканов", просто силою самой логики событий Зеленский идет, как кандидат мира, кандидат понижения градуса агрессии и сшиватель страны. Достаточно взглянуть на электоральную карту, и вы все поймете.
На улицах Днепропетровска. Фото: dnepr24
Гипотетическая победа Зеленского именно в качестве «кандидата мира» сдвинет градус общественных настроений и дискурса ближе к «ватной» стороне. Национал-радикалы ощутят себя в меньшинстве со своими лозунгами. И то, что они в меньшинстве, поймут на востоке. Что моментально скажется на исправлении нынешнего дисбаланса представленности мнений в СМИ. А, как известно, кащеево яйцо нынешнего режима спрятана именно в «телеящике».
Еще один важный момент. Итоги выборов - это и приговор нынешней политике Москвы на украинском направлении.
Помните инвективы украинским избирателям Оппоблока от московских пропагандистов-эмигрантов? «Неважно, кого вы там поддерживаете. Важно, что Москва дала вам четкий сигнал, кто там у вас «кремлевский кандидат» Вот за него и голосуйте».
Однако такие указания можно давать где-нибудь в ДНР. И только там же это и прокатывает. В итоге, большая часть юго-востока ушла за Зеленским, который не давал обещаний глядеть в рот северному соседу.
Для людей, вынужденных перед выборами выбирать между сортами оппоблоков, показательным маркером стало именно то, что под руководством московских кураторов построили в ЛНР и ДНР. Ведь на самом деле особой разницы в программах Вилкула и Бойко нет. Кроме одной. Помните, как Вилкул мантру о том, что в отличие от Бойко он бы вел переговоры с Москвой на равных, а не как «интурист»? И разговор бы этот шел не о капитуляции на условиях Москвы, а о победе в интересах Украины? И главное (цитирую Вилкула) - что он бы меньше всего хотел, чтобы Украина превратилась «в одну большую ДНР с генерал-губернатором Медведчуком и его адьютантом Бойко»?
Электоральное «вскрытие» показало, что эти слова на юго-востоке поддерживает почти 800 тысяч человек. И что только 2 миллиона из 18 миллионов проголосовавших согласны на «большую ДНР».
Ахметовцы, конечно, люди не безгрешные. Но поступили весьма дальновидно, попытавшись сохранить все базисные программные требования русскоязычных избирателей - и при этом отстроиться от скомпрометированного образа «пророссийских политиков». Избиратель которых живет в Кремле, а не на украинском юго-востоке.
Свежие комментарии