Транспортные компании считают финансирование льготных перевозок недостаточным. Число льготников в Севастополе известно — это примерно 100-120 тыс человек. Если на каждого выделить по 40 поездок в месяц, и умножить полученное на цену проезда – 15 рублей, получится, что город должен заложить на это 700-800 миллионов рублей в год.
Кроме того, бюджетное финансирование на 2018 год было рассчитано на 33 маршрута, а к концу 2018 года по фиксированному тарифу работают около 100. И не отдельными рейсами по расписанию, как это было раньше, например, на маршруте Северная — Кача. Бесплатно возят льготников все без исключения.
В итоге «живая» выручка маршрутов упала в 3-4 раза. Причины две. В-первых, если раньше некоторые льготники, не желающие ждать троллейбус или бесплатный рейс автобуса, садились в маршрутку, они оплачивали полную стоимость. Во-вторых, льготники просто вытеснили из маршруток тех, кто мог бы платить.
«По утрам люди не могут на работу уехать, - говорит Рыков, - потому что маршрутка забита бабушками, которые едут за сахаром на 3 рубля дешевле или просто катаются, потому что в автобусе тепло. Или на том же маршруте Северная-Кача: раньше военный пенсионер, у которого пенсия выше, чем у наших водителей зарплата, не ждал льготный автобус, а садился и ехал за деньги. Теперь он за проезд не платит. При всем моем уважении к пожилым людям и отставникам, кто-то же должен за них заплатить».
Много вопросов и к формуле расчета компенсаций. «Берется общее число перевезенных пассажиров, умножается на неизвестно откуда взявшийся коэффициент — и получается сумма. Причем у ГУП «Севэлектроавтотранс» этот коэффициент значительно выше», – говорит Рыков.
В итоге государственное транспортное предприятие денег получает больше, хотя пассажиры от троллейбусов, наоборот, отказываются – в пользу более быстрых и комфортных топиков.
Мало того, город вообще считает, что не должен никому платить. Глава ассоциации перевозчиков принес на встречу с Тимофеем Смирновым ответ на письмо, направленное одной из компаний в адрес департамента труда и соцзащиты, который должен компенсировать проезд. В документе сказано, что выплаты предприятию не положены, так как его маршруты не внесены в базовое постановление 496-ПП.
«Получается, обязанность возить льготников у нас есть, и мы ее выполняем, а обязанности платить нам за это у правительства нет», - возмущается Рыков.
Две из 11 работавших в Севастополе транспортных компаний уже ушли с рынка. Одна — на грани. Взамен в город пришел лишь один перевозчик. Оставшиеся работают на пределе своих возможностей.
Стоимость топлива за последний год выросла на 23%, и рост явно останавливаться не собирается. Запчасти дорожают. Зарплаты тоже нужно поддерживать на достойном уровне. Сейчас городу необходимо провести конкурс и заключить с перевозчиками контракты на 2019 год, но транспортники боятся: если компенсации не будут заложены в договоры, как обязательства перед льготниками исполнять?
«К департаменту транспорта у нас вопросов нет, - говорит Рыков. - Они предоставляют нам проекты контрактов до конкурсов. А соглашение с департаментом соцзащиты, перечисляющим компенсации, даже рамочного, нам не показывают».
Частично проблему должны решить персонифицированные карты льготников, но они появятся не раньше апреля 2019 года. Однако если в бюджете не будет денег, чтобы рассчитаться с перевозчиком за каждое прикладывание карты к валидатору, затея провалится.
На кону судьбы 2-3 тысяч человек, задействованных в работе автотранспортных предприятий. Это водители, диспетчеры, механики, инженеры, медики, бухгалтеры, административные работники. Люди уже увольняются из-а упавших оборотов, а что будет дальше?
Перевозчики считают, что город должен либо привести суммы компенсаций в соответствие с затратами, либо вернуть все на круги своя. Ведь в федеральном законе 220-ФЗ наряду с регулируемыми (предусматривающими перевозку льготников) предусмотрены и нерегулируемые тарифы. Они могли бы устанавливаться на маршрутах, дублирующих льготные, как это было раньше.
Ведь от формулы «всем и везде бесплатно» пострадают, в конце концов, те же троллейбусники. Раньше львиная доля компенсаций доставалась им, а сейчас приходится делиться общим пирогом с топиками и автобусами. Ввод персонифицированных карт, когда каждая поездка будет учитываться индивидуально, может электротранспорт в Севастополе вообще прикончить – город увидит отток пассажиров и сократит субсидии ГУПу.
«Данная ситуация на сегодня уже создаёт не только очевидный дискомфорт в деятельности предпринимателей-перевозчиков, но и повышает уровень социальной напряжённости в городе, - комментирует обращение Рыкова Тимофей Смирнов.- Пока, к сожалению, затягивание решения по вопросу о компенсации льгот для перевозчиков - полностью ответственность правительства города. Думаю, нам предстоит ряд серьёзных переговоров и с департаментом транспорта и с департаментом труда и социальной защиты для разрешения сложившейся ситуации».
Между тем, глава бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксенов сообщил «Примечаниям», что в будущем 2019 году Севастополь потратит на компенсации льготного проезда около 500 млн рублей. Причем неравномерно: около 400 млн перечислят ГУП «Севэлектроавтотранс», остальное — распределят между другими.
Свежие комментарии