В Санкт-Петербурге начался Международный экономический форум, в ходе которого губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников и представители госкорпорации Ростех планируют подписать соглашение о реализации в Севастополе проекта «Умный город».
Минстрой РФ утвердил паспорт проекта «Умный город» в ноябре 2018 года, на его реализацию будет направлено более 12 млрд руб. Города, выбранные в качестве площадок для пилотных проектов, получат субсидии из бюджета на цифровизацию городского хоозяйства. В апреле этого года Минстрой утвердил методические рекомендации по финансированию проекта. «Субсидии могут быть применены для проектов энергоэффективного городского освещения, включая архитектурную и художественную подсветку зданий, с применением механизмов государственно-частного партнерства, для проведения цифровой инвентаризации общественных территорий, а также для создания комплексных систем обеспечения безопасности на общественных территориях» - гласит сайт ведомства.
В технологиях, которые Ростех и его дочерние компании предлагают российским городам, есть полезные новации для развития инфраструктуры и преобразования городского пространства. Например, комплекс «Безопасный город», включающий в себя систему видеонаблюдения с «умными камерами» Установка камер наблюдения действительно заметно снижает уровень правонарушений, делает города безопаснее, защищает от проявлений вандализма.
Но в целом эффективность «умной» городской инфраструктуры пока невелика.
Например, в Сочи повсюду установлены «умные остановки». На табло с указанием времени прибытия автобусов никто не обращает внимания, если транспорт нормально работает и нужную маршрутку не приходится ждать более пяти минут. К тому же система часто ломается и сбивается — вот уже не первый день показывает, что автобус приедет только после полночи.
Ближе к 23 часам табло часто и вовсе обманывает — например, может пообещать автобус, который в лучшем случае проедет мимо пустым. На мой взгляд, никакой пользы, кроме имиджевой, от умных остановок пока нет.
В апреле этого года в Москве и Нижнем Новгороде появились «умные урны», оснащенные солнечной батареей, пресс-фильтром и датчиком наполнения. Нижегородцы прозвали «умную урну» Сёмой. В соцсетях шутят, что «Сёма не только анализирует, сколько мусора в него накидали, подзаряжаясь от солнца, но ещё и раздает вайфай, управляет спутниками, фотографирует всех проходящих мимо нижегородцев, ищет их профили в соцсетях и передаёт весь массив данных в АНБ и ЦРУ».
Возможно, проекты Ростеха будут и практичнее, и эффективнее. Но если изучить опыт городов, в которых корпорация уже приступила к их реализации, станет понятно, что все эти поумневшие остановки и светофоры — только обертка.
Самая важная и масштабная цель проекта «Умный город» - это вывод сетей освещения из-под контроля местных властей и их передача на обслуживание структурам Ростеха.
Поэтому нам здесь, в Севастополе, будет полезно узнать, что сейчас происходит в Нижнем Тагиле, где дочерняя компания корпорации — холдинг «Швабе» - реализует проект «Светлый город» с 2014 года.
После того, как Овсянников и представители Ростеха объявили о том, что реализация проекта «Умный город» в Севастополе начнется с модернизации городской сети освещения, «Примечания» вспомнили давние планы губернатора.
Еще в 2017 году Овсянников рассказывал, что ему проще отдать городские сети компании-инвестору и платить 200-300 млн руб в год за то, чтобы все было освещено. Что именно он сказал по поводу передачи сетей, можете посмотреть на этом видео (см. с 29:55)
Овсянникову безусловно проще, кто бы спорил. Но каковы будут последствия для Севастополя? Сколько город заплатит за модернизацию и обслуживание системы освещения в этом государственно-частном партнерстве? И будут ли у городского бюджета такие возможности после того, как закончится поток федеральных щедрот?
Рассказываем, как эта схема работает в других городах. В 2014 году администрация Нижнего Тагила заключила с холдингом «Швабе» контракт жизненного цикла по проектированию, строительству и последующему техническому обслуживанию всей системы городского наружного освещения.
Проект реализуется уже пять лет, однако в феврале этого года представители мэрии Нижнего Тагила так и не смогли объяснить городским депутатам, в чем его эффективность. Как сообщили местные СМИ со ссылкой на администрацию города, расход электроэнергии вырос в 2018 году на 15,5% , а затраты бюджета на уличное освещение увеличились на 20,4%. Впрочем, чиновники уверили депутатов, что об эффективности проекта можно будет судить только после того, как будет полностью завершена его строительная часть - то есть не раньше июля.
У жителей Тагила тоже есть вопросы по этому поводу. Так, сейчас тагильцы собирают подписи за отставку мэра. В числе причин авторы петиции указывают и провал проекта «Светлый город».
в конце прошлого года депутаты от Нижнего Тагила бойкотировали процесс обсуждения бюджета на 2019 год в областном парламенте. Как сообщали СМИ, это произошло из-за того, что минфин Свердловской области пытался урезать расходы на реализацию дорогостоящих программ в Тагиле («Светлый город» и «Безопасный город») на 15%. Глава города Владислав Пинаев затем рассказал, что между областной и городской властью был «конструктивный спор». Однако Тагил все же получил 270 млн руб на «Светлый город» в 2018 году и на 2019 год «деньги тоже поступят».
Что принесет модернизация освещения по проекту «Умный город» Севастополю?
Плюсы программы заключаются в том, что тысячи новых светоточек появятся в городе быстрее, чем Севастополь мог бы реализовать программу реконструкции сетей за счет городского бюджета, не залезая в долги перед корпорацией «Ростех». Кроме того, речь идет о цифровизации сетей, о применении энергосберегающих технологий, что в будущем приведет к экономии (но не факт, как показал пятилетний опыт Тагила).
Однако город и так постепенно приводит систему освещения в порядок, своими силами, без многолетней и многомилионной кабалы. В Севастополе каждый год появляются тысячи новых светоточек.
Об этом говорит и сам Овсянников — если в 2017 году город выделял на эти цели 80 млн руб, то сейчас на эти цели предусмотрено по 300 млн руб в год. Но, по словам губернатора, этого недостаточно.
Минусы такого сотрудничества — пока никто не знает, как оно будет оформлено. Если будет заключен контракт жизненного цикла на модернизацию и обслуживание сетей освещения, то его цена тоже пока неизвестна (в 2017 году губернатор называл цифру 200-300 млн руб в год). И уж тем более никто не знает, каковы будут источники финансирования этого контракта хотя бы лет через пять.
Да и сами контракты жизненного цикла пока на практике применяют очень редко. Так, в прошлом году академия Ростеха разработала специальные программы для того, чтобы учить сотрудников корпорации пользоваться этим «относительно новым для России инструментом».
Понятно, почему Овсянников так спешит с подписанием соглашения. После того, как премьер Дмитрий Медведев недвусмысленно пригрозил губернатору Севастополя возможной отставкой из-за срыва строительства объектов ФЦП («после 1 сентября о другом говорить надо»), господа концессионеры могут и не успеть зафиксировать обязательства города перед Ростехом на многие годы вперед.
Но непонятно, кто сможет прояснить основные параметры этого проекта и его истинную цену для города.
Ведь пока у Севастополя еще есть хотя бы отчасти независимое заксобрание, которое может задать такие вопросы если не губернатору, то Ростеху. Посмотрите на опыт тагильцев — власти бодренько отчитываются о скором завершении проекта, который вытягивает сотни миллионов из бюджета каждый год.
При этом, по мнению жителей, Тагил все так же сложно назвать «Светлым городом», а местные чиновники и депутаты городской думы и областного парламента постоянно спорят, где найти деньги на дальнейшее финансирование проекта.
Свежие комментарии