
В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект, согласно которого религиозные организации, чей центр находится в "стране-агрессоре", должны отображать в своем названии в том числе и название этого зарубежного центра. Таким образом, Украинская православная церковь Московского патриархата будет обязана отображать в своем названии, что она является частью Русской православной церкви.
В условиях фактической войны Киева с Москвой это чревато маргинализацией все еще самой большой на Украине церкви и массовым оттоком сначала священнослужителей, а затем и паствы в Единую поместную церковь, создаваемую властями старны при поддержке Константинопольского патриархата и США.
Чтобы обезопасить УПЦ МП, в конце прошлого года в уставе РПЦ было зафиксировано, что центр УПЦ находится в Киеве, а не в Москве. Но видимо, главе синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополиту Илариону (Алфееву) этого оказалось недостаточно, и он решил во спасение украинской братии отречься от нее публично. В эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24» он заявил, что УПЦ — это «не российская церковь, это украинская церковь, и верующие этой церкви считают себя украинцами, они патриоты своей страны».
«Переименовать Церковь именно сейчас, когда конфликт между Украиной и Россией находится в острой стадии, переименовать ее в Российскую церковь — это все равно, что в фашистской Германии на еврея нацепить желтую остроконечную звезду, это значит маркировать Церковь как вражескую организацию, и именно для этой цели был создан этот законопроект», — сказал Иларион.
Прогнозируя, что гонимая "Русская церковь на Украине" будет весьма стойкой в вере, Скворцов считает, что гонения пойдут ей во благо. По его мнению, перерегистрация УПЦ (МП) в «РПЦ на Украине» лишь ускорит перебежки в псевдоканоническую «Единую православную украинскую церковь» или «Украинский экзархат Экуменического патриархата» всех тех из духовенства и клира, кто тяготился принадлежностью к Московскому Патриархату, но держался за статус каноничности.
«Церковь, таким образом, очистится, -рассуждает киевский православный публицист. - И эта очищенная от всего наносного Церковь будет называться Русской. Пусть даже и станет она (очень хочется верить, что на короткое время) катакомбной. Большинство верующих к этому готово. И это то большинство, для которых православная Русь – не чужая страна. И для которых принадлежность к тысячелетней Русской Церкви важнее двадцатипятилетнего «украинского патриотизма».
Однако, судя по информации с Украины, эта "очищенная" церковь рискует в процессе очищения растерять большую часть священников и паствы. У мирских властей есть множество способов лаской и таской переманить их в Единую поместную церковь - в компанию к униатам и раскольникам из УПЦ Киевского патриархата. Ведь, как уже отмечалось, людей, ищущих себе приключений и неприятностей с властями ради идейных принципов, мало и среди мирян, и среди священников.
Понятно, что среди священства и мирян найдется и немало тех, кто даже под давлением сохранит верность традиции и не отступит от ориентации на РПЦ и на связи с ней. Но в условиях поддерживаемой государством обструкции и демонизации "московских попов" и без поддержки админресурса такая позиция будет на Украине маргинальной. Так большинство (по количеству приходов) превратится в меньшинство. Это собственно и есть цель операции "Автокефалия".
Глава неканонической УПЦ Киевского патриархата Филарет говорит об этом прямо. Мало того, в Киеве открыто говорят о планах захвата "московских" приходов и Киево-Печерской лавры.
Но даже в такой ситуации заявление "министра иностранных дел РПЦ", что верующие УПЦ МП - это не русские, видится большой дипломатической ошибкой. Хотя бы потому что слово "русский" на Украине пока никто не отменял, а распространение этнонима "украинцы" на гражданскую принадлежность все еще не исключает русской самодиентификации.
Свежие комментарии