Прошел ровно месяц с тех пор, как президент в очередной поменял главу Севастополя.
Третий за пять лет губернатор Дмитрий Овсянников освободил кресло для четвертого — бывшего журналиста, пиарщика, экс-руководителя Хакасии и ОНФ Михаила Развожаева. Встреченный с таким же радушием, как и его предшественник, командой неформального лидера Севастополя Алексея Чалого, Развожаев уже успел нарастить некое подобие собственного политического капитала: он первым из российских руководителей города обогнал в медиарейтинге губернатора соседнего субъекта — крымского премьера Сергея Аксенова. «Примечания» решили сравнить старт двух молодых градоначальников.Основное сходство первого месяца Овсянникова и Развожаева в Севастополе очевидно — это публичные и взаимные реверансы с депутатским большинством из числа сторонников «народного мэра» Алексея Чалого. Но если Овсянникову поначалу приходилось демонстративно потакать парламентскому преимуществу будущих оппонентов, разменявших лишь половину срока в заксобрании, то Развожаев как будто провожает с почетом тех, у кого на ближайших выборах практически нет шансов.
Новый градоначальник вернул г-ну Чалому отнятую Овсянниковым возможность реконструировать Матросский бульвар. Но при этом лидер депутатского большинства снова исчез из сессионного зала. Притираясь к Овсянникову, команда Чалого в отсутствие его самого единогласно поддерживала все предложения молодого технократа. Точно так же прошло первое и знаковое, по мнению спикера Екатерины Алтабаевой, заседание закса с участием Развожаева – только народного мэра не было.
На днях, встретившись с Развожаевым после посещения Севастополя, президент Владимир Путин отметил, что «город сложный» и дал новому врио губренатора совет считаться с парламентским корпусом. Отдельные чаловцы восприняли это на свой счет, однако сменщик Овсянникова демонстрирует предвыборную равноудаленность от всех политических сил. Включая «Единую Россию», заботой о предвыборных шансах которой и был наверняка продиктован тон встречи.
Теперь Чалому, чтобы с ним продолжали считаться, придется развернуть активную кампанию в поддержку своих протеже, раскиданных по списку «ЕР» и на округах в качестве самовыдвиженцев, или кандидатов от непарламентских партий. Что, в общем, уже и происходит.
Больше Путина, Шойгу, федералов — и дружба с Аксеновым
Не успел Развожаев занять губернаторский кабинет, как его окружило вниманием большинство федеральных випов. Публичные встречи с министром обороны Сергеем Шойгу и вице-премьером Дмитрием Козаком сменяли визиты в Севастополь председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина. С главой государства новый врио встретился трижды за один месяц и успел попросить у него 12 млрд рублей на жилищную программу. Второй раз за пять лет (первый раз это было при согласовании заксобранием кандидатуры Сергея Меняйло) на представление нового главы Севастополя из Крыма приехал Сергей Аксенов.
Тот тоже есть свои нюансы. Отсутствие внимания со стороны властной вертикали к Овсянникову в июле и августе 2016 года сглаживали завышенные ожидания населения. Но с Шойгу, а затем с Аксеновым у молодого и неопытного технократа сразу не заладилось. Овсянников публично посягнул на занятые военными объекты – аэропорт Бельбек и здание Банковской академии, которую перепрофилировали под Нахимовское училище. Губернатор вышел из этой схватки проигравшим, переключившись на конфликт с крымским соседом.
Сначала Овсянникову не понравилось, что глава Крыма пресек его совместные с Чалым планы перезагрузить местную «Единую Россию». Это негодование Овсянникова медийно поддержали парламентские сторонники народного мэра, которых не позвали на встречу Аксенова с севастопольским партактивом. В ответ Овсянников решил отозвать из Крыма подаренную Меняйло долю правительства Севастополя в «Генбанке». На что Аксенов отреагировал противодействием проекту ФЦП по переброске пресной воды из реки Коккозка для снабжения Севастополя. Это противостояние, перейдя из публичной плоскости в аппаратную, длилось до зимы 2019 года, когда два субъекта подписали соглашение о границах регионов.
И тут мы подходим к основному отличию Развожаева от Овсянникова, которое, похоже, пока еще никто не заметил. Овсянников практически сразу объявил войну главным местным оппонентам Чалого – девелоперам Павлу Лебедеву (экс-министр обороны Украины) и Евгению Кабанову (депутат парламента Крыма, ныне зам Аксенова). Практически каждое аппаратное совещание начиналось с объявления о намерении правительства Севастополя судиться за потерянные активы или за снос незаконных строек.
Развожаев сохраняет нейтралитет, демонстрируя в СМИ желание во всем тщательно разобраться и не рубить с плеча. У него есть, как минимум еще один месяц, чтобы ничего активно не предпринимать. Как действовать дальше, ему и Кремлю будет понятно только после дня голосования.
Каким мы увидим Михаила Развожаева после сентябрьских выборов в заксобрание, какими станут его отношения с местными застройщиками – это и есть грядущий момент истины. Но, похоже, новый врио уже сейчас становится символом общерегиональной политической уравниловки, в рамках которой даже Алексей Чалый — не более чем ситуативный благотворитель, получающий грамоты. Что ж, как говорится, была без радости любовь — разлука будет без печали.
Свежие комментарии