
Сайт по трудоустройству HeadHunter провел опрос, который показал, что большинство российских работодателей не согласны дать своим сотрудникам три выходных в неделю. По их мнению, это приведет к ухудшению трудовой дисциплины и снижению зарплат.
Также придется нанимать новых людей, чтобы выполнить все запланированные задачи. Производительность труда в этом случае упадет, а количество переработок только вырастет. 76% российских работодателей даже не рассматривают переход на сокращенную неделю. И только 10% из них не видят никаких недостатков в потенциальном нововведении. Всего в опросе приняло участие около двухсот российских работодателей.
Кто дал надежду?
Первым во всеуслышание о возможности перевести нашу экономику на четырехдневную рабочую неделю заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев. Правда, сделал он это не в России, а в Швейцарии, выступая на международной конференции по труду. Затем он поручил нашим министрам проработать вопрос и оценить влияние четырехдневки на производительность труда.
Медведев призвал сделать трудовое законодательство более гибким, чтобы человек мог сам построить свой график и выкроить часы для себя. Он пояснил, что такой переход не должен означать урезание заработной платы: «зарплата не должна падать, а должна только расти».
Поменьше работать, побольше получать
Почти половина россиян идеей Медведева не вдохновилась. Исследование ВЦИОМ показало, что положительно эту перспективу оценила только треть участников опроса. А 17% заявили, что им вообще все равно. Подавляющее большинство опрошенных полагают, что снижения заработной платы в этом случае избежать не получится. Конечно, респонденты увидели и плюсы четырехдневки: 42% уверены, что это позитивно повлияет на их здоровье, 22% отметили возможность больше отдыхать, а 17% — проводить время с семьей. Но страх перед потерей денег все же превалирует. Перспектива четырехдневной рабочей недели вызвала активное обсуждение в сети:
Колик Слава
Пенсий не будет вообще. Все до смерти будут работать по 2 дня в неделю. И получать 20 долларов в месяц - от Красного Креста.
Алсу Хасянова
Чувствуется, не видать нам пенсию. Четырехдневная работа в неделю - логику не вижу. Что-то опять мутят. В политику вообще не лезу. Но чувствую, куда-то мир катится.
FED
У нас пора рабство вводить, а не четырехдневную рабочую неделю. Мне <без разницы>, я безработный. А так думаю, наши люди всё равно будут работать и на 5 ставок (кредитов-то уже набрали). Для нормальных стран — это нормальная идея.
Eagle
Я бы с удовольствием работал с 8 до 19, отдыхая при этом в пятницу.
Алексей 2010
А я бы работал бы с 8 до 22, отдыхая при этом и в четверг, и пятницу. Посчитайте: тратя на дорогу с работы домой 30 минут в день, вы теряете: 5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 220 часов в год, почти 10 суток в никуда! Хотя бы 20% этого времени можно выгадать.
Кира Ананасова
Это возможность управлять и контролировать бизнес, где трудовые отношения уже перешли рамки закона (рабочие дни более 8 часов и рабочие недели 6-ти и 7-ми дневные), при котором работники трудятся на грани и из последних сил, а при таком подходе у бизнеса нет ресурсов и сил на развитие.
Фриланс — наше все
Позже Медведев отметил, что наше современное трудовое законодательство уже не очень-то соответствует тому, что на самом деле происходит в рабочих отношениях. По его словам, сегодня люди предпочитают работать из дома и количество таких людей только растет. Глава российского правительства рассказал, что зачастую фрилансеры зарабатывают вполне приличные деньги, но при этом никак не связаны правилами внутреннего распорядка — им не нужно работать от звонка до звонка и спрашивать у начальника разрешение, чтобы отлучиться с работы.
По мнению Медведева, с массовым появлением роботов фриланс станет еще более популярным среди населения. Но он предложил не доводить эту модель до абсурда: «Сантехники не могут работать дистанционно, иначе это плохо закончится».
А вот в Голландии… Мировой опыт
На сайте Международной организации труда можно найти рекомендательную статью о четырехдневке. В ней сказано, что много работать вредно для здоровья; чем больше выходных, тем больше рабочих мест; короткая неделя повысит качество труда и его эффективность; а еще сокращение рабочей недели делает людей счастливее и приносит окружающей среде пользу. С этим не поспоришь: конечно, для рядовых сотрудников три выходных лучше двух. Но удалось ли где-то осуществить мечту?
Рабочая неделя во Франции, Бельгии и Швейцарии составляет 35 часов, в Австралии — 34, Норвегии и Дании — 33. А вот в Голландии живут те самые счастливчики: они работают 29 часов в неделю — это как раз те самые заветные 4 дня. Они ничего не знают о переработках и, кстати, могут позволить себе прийти в офис в тапочках. Там не нужно оставаться на рабочем месте до тех пор, пока не уйдет начальство. Личное время в Голландии представляет собой наивысшую ценность для современного человека. Даже рабочие телефоны там отключаются, как только секундная стрелка коснется шести. Интересно, что голландцы, если уже и берут сверхурочные, то предпочитают их компенсировать не деньгами, а дополнительными выходными.
Мое дело — предложить
Профсоюзы полностью поддерживают идею перехода на укороченную неделю. Минздрав тоже положительно оценивает предложение. По мнению его главы Вероники Скворцовой, если люди ведут здоровый образ жизни, если у них есть досуг и семья, о которой надо заботиться, то «почему бы и нет». Идея в итоге дошла до Госдумы, в которой считают, что плавный переход на четырехдневку может стать хорошим вариантом для сотрудников во время тотальной робо- и автоматизации. Но что мы видим на деле?
Перестройка воспитала фанатичных трудоголиков, живущих в цейтноте, стрессе и страхе. Они пытаются уж если не заработать все деньги мира, то хотя бы не упустить свой рубль. Тот самый фриланс, о котором рассуждают высокопоставленные чиновники, на деле зачастую оборачивается работой 7 дней в неделю с ноутбуком на обеденном столе или тарелкой еды на рабочем. Если копнуть поглубже, на полвека назад, то можно вспомнить и шестидневку, и коммунистические лозунги, призывающие работать до седьмого пота.
Интересно, что глава Минтруда Максим Топилин дает примерно такие же сроки на внедрение четырехдневной рабочей недели — это примерно 40-50 лет. А министр экономического развития Максим Орешкин и вовсе призывает сосредоточиться на росте доходов россиян, а уже потом обсуждать инновации в трудовом законодательстве.
Свежие комментарии