«Нет хороших новостей на автомобильном рынке в мае, а вместо этого почти 7%-ное падение продаж — самое значительное падение за два года», — прокомментировал последние данные председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Но в реальности падение в мае могло оказаться еще глубже — до 18% или 124,5 тыс. машин, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные о регистрациях автомобилей.
Главная причина расхождения с официальной статистикой почти на 10% — бумажные продажи, о которых могли отчитаться дилеры в попытке выполнить планы автоконцернов по продажам. Для выполнения собственных плановых показателей автоконцерны «добровольно-принудительно» спускают дилерам план, который нужно выполнять, «иначе они недополучат прибыль». При такой системе дилеры могут «желтить» и подменять реальные продажи бумажными — то есть отражать в отчетах о продажах непроданные автомобили, которые остались на складе, но о которых уже отчитались перед АЕБ. В марте расхождение было еще выше майского — 13%. Доля фиктивных продаж, когда автомобиль физически остается у дилера, в зависимости от бренда может составлять от 3–5% до 50%.
Все это опасно тем, что, когда случится настоящий кризис, серые схемы могут привести к банкротству дилеров. Для покупателей это тоже создает проблемы: гарантийный талон начинает действовать с момента, как дилер отчитался о продаже, и из-за этого срок гарантии сокращается.
Причины падения авторынка — слабый спрос из-за замедления экономики, повышение НДС в начале года и отмена правительственных субсидий на покупку машин.
Продажи автомобилей — один из важных индикаторов того, что на самом деле происходит с доходами среднего класса. Источники «Коммерсанта» на авторынке утверждают, что из-за падения платежеспособного спроса в денежном выражении рынок уже достиг уровня начала кризиса 2013–2014 годов.
Свежие комментарии